Найти в Дзене
Graphic novels

Петергоф выпускает серию графических новелл

Источник фото: https://peterhofmuseum.ru/media/nbenua/
Источник фото: https://peterhofmuseum.ru/media/nbenua/

К 30-летию "Музея семьи Бенуа" Петергоф решил выпустить серию графических новелл “Никола Бенуа: рисованные истории”. Музейные сотрудники и современные иллюстраторы объединились, чтобы создать цикл о наиболее ярких событиях из жизни художника-сценографа Николая Бенуа (1901 – 1988). Более 35 лет он работал в оперном театре Ла Скала в Милане, создавал декорации и костюмы, следил за работой театральных мастерских. Авторы графических новелл использовали письма, семейные фотографии и мемуары.

На сайте проекта https://peterhofmuseum.ru/media/nbenua/ уже опубликованы первые три истории: "Ужасная декорация", "О рождении и прочих чудесах" и "О переменчивости судьбы". Подробнее расскажу о второй новелле, которая лично мне понравилась чуть больше остальных (все три по-своему оригинальны).

"О рождении и прочих чудесах" посвящена работе Николая Бенуа над декорациями к спектаклю "Императрица среди скал" на музыку А. Онеггера в парижской Оперá по заказу Иды Рубинштейн. В то же время жена художника Мария ожидает в Риме рождения их первенца. Мистический оттенок придает истории странный колокольный звон и голос, который Бенуа однажды слышит в театре. Он следует совету и предотвращает возможную трагедию.

Графическую новеллу нарисовала художница из Салехарда Юлия Никитина, автор "Полуночной земли" и "Дневника штормов".

Она использовала эскизы Александра Бенуа, отца Николая, – сине-голубые с чуть поблекшим золотом, звездами и ангелами. Эти эскизы и задают тон всей истории. Звезды рассыпаны по ее кадрам: сияют на театральных декорациях, на небе, заглядывают в окна. Чтобы передать атмосферу сакрального таинства (рождения человека и рождения творческого замысла), художница использовала сиреневые, голубые, синие и приглушенные охристые оттенки. Сдержанная гамма и выразительные широкие линии, которые становятся динамичнее в моменты, когда героя охватывает тревога. Фон отражает его переживания. Несмотря на нагнетание черного, по своей тональности история очень светлая.

Источник фото: https://peterhofmuseum.ru/media/nbenua/
Источник фото: https://peterhofmuseum.ru/media/nbenua/

Удачно, на мой взгляд, передан образ легендарной Иды Рубинштейн, которую Лев Бакст охарактеризовал как “существо мифическое”. Когда речь заходит о внешности этой удивительной женщины, сразу же вспоминается ее портрет кисти Валентина Серова, на котором фигура Иды сливается с фоном.

Юлия Никитина рисует Иду Рубинштейн 1912 года (к тому моменту она уже исполнила “Танец семи покрывал” в “Саломее” и успела попозировать Серову) и 1931-го. Художница акцентирует внимание зрителя на деталях и пластике – фасоне платьев, прическе, театральных жестах, картинности позы. Перед зрителем женщина, лишенная эмоций, блестяще исполняющая свою роль, символ эпохи.

Источник фото: https://peterhofmuseum.ru/media/nbenua/
Источник фото: https://peterhofmuseum.ru/media/nbenua/

Проект завершится к концу февраля 2020 года. У всех, кто интересуется театром, есть возможность прочитать ещё несколько историй о жизни Николая Бенуа и судьбе его эскизов в интерпретации современных художников.