К 30-летию "Музея семьи Бенуа" Петергоф решил выпустить серию графических новелл “Никола Бенуа: рисованные истории”. Музейные сотрудники и современные иллюстраторы объединились, чтобы создать цикл о наиболее ярких событиях из жизни художника-сценографа Николая Бенуа (1901 – 1988). Более 35 лет он работал в оперном театре Ла Скала в Милане, создавал декорации и костюмы, следил за работой театральных мастерских. Авторы графических новелл использовали письма, семейные фотографии и мемуары.
На сайте проекта https://peterhofmuseum.ru/media/nbenua/ уже опубликованы первые три истории: "Ужасная декорация", "О рождении и прочих чудесах" и "О переменчивости судьбы". Подробнее расскажу о второй новелле, которая лично мне понравилась чуть больше остальных (все три по-своему оригинальны).
"О рождении и прочих чудесах" посвящена работе Николая Бенуа над декорациями к спектаклю "Императрица среди скал" на музыку А. Онеггера в парижской Оперá по заказу Иды Рубинштейн. В то же время жена художника Мария ожидает в Риме рождения их первенца. Мистический оттенок придает истории странный колокольный звон и голос, который Бенуа однажды слышит в театре. Он следует совету и предотвращает возможную трагедию.
Графическую новеллу нарисовала художница из Салехарда Юлия Никитина, автор "Полуночной земли" и "Дневника штормов".
Она использовала эскизы Александра Бенуа, отца Николая, – сине-голубые с чуть поблекшим золотом, звездами и ангелами. Эти эскизы и задают тон всей истории. Звезды рассыпаны по ее кадрам: сияют на театральных декорациях, на небе, заглядывают в окна. Чтобы передать атмосферу сакрального таинства (рождения человека и рождения творческого замысла), художница использовала сиреневые, голубые, синие и приглушенные охристые оттенки. Сдержанная гамма и выразительные широкие линии, которые становятся динамичнее в моменты, когда героя охватывает тревога. Фон отражает его переживания. Несмотря на нагнетание черного, по своей тональности история очень светлая.
Удачно, на мой взгляд, передан образ легендарной Иды Рубинштейн, которую Лев Бакст охарактеризовал как “существо мифическое”. Когда речь заходит о внешности этой удивительной женщины, сразу же вспоминается ее портрет кисти Валентина Серова, на котором фигура Иды сливается с фоном.
Юлия Никитина рисует Иду Рубинштейн 1912 года (к тому моменту она уже исполнила “Танец семи покрывал” в “Саломее” и успела попозировать Серову) и 1931-го. Художница акцентирует внимание зрителя на деталях и пластике – фасоне платьев, прическе, театральных жестах, картинности позы. Перед зрителем женщина, лишенная эмоций, блестяще исполняющая свою роль, символ эпохи.
Проект завершится к концу февраля 2020 года. У всех, кто интересуется театром, есть возможность прочитать ещё несколько историй о жизни Николая Бенуа и судьбе его эскизов в интерпретации современных художников.