Найти тему
сексарди алекс

Как мы встречались с Ельциным

В конце далекого 1990 года первый номер нашего журнала вышел с фотографией Б. Ельцина на обложке. С той самой, на которой он держит сжатую в кулак руку "рот-фронт", и которую на плакатах потом носили митингующие в его поддержку по всей Москве. (Фото amurnews.ru) Популярность Бориса Николаевича тогда была просто запредельной. Ежедневно мешки писем приходили в редакцию с требованием - "За Ельцина !", и мы объявили его самым популярным политиком года. Не знаю, попадался ли на глаза наш журнал Ельцину, знал ли он вообще о его существовании, но - весной 1991 года мне, как главному редактору поступил звонок из Администрации Президента. Звонил Юрий Петров - руководитель АП с предложением от Бориса Николаевича встретиться. Это было , конечно, неожиданно, но очень приятно. Хотя бы потому, что никто из нашего дружного коллектива никогда не помышлял о столь высокой оценке нашего журналистского труда. До назначенного дня встречи оставался месяц, и мы принялись готовиться. Первым делом начали думать о призе самому популярному политику России. Сейчас уже и не вспомню кто меня познакомил с "молодым талантливым скульптором" Салаватом Щербаковым. Это сейчас его знает вся страна - народный художник, профессор, автор 40 монументальных композиций, среди которых - памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. А тогда... Тогда мы за три вечера со Славой (он так всегда просил его называть) под бутылочку коньяка у него дома на Беговой решили, как должен выглядеть приз первому Президенту России. Я, помнится, настаивал на форме и дороговизне материала, Слава предлагал сосредоточиться на содержании. Консенсус был найден в виде открывающегося яйца из оникса "а-ля Фаберже" с композицией внутри - сидящий у озера человек из серебра. Вся эта конструкция вместе со специальным деревянным футляром вышла совсем не маленькой и весила почти 15 кг. Но сделана была так, что я уже тогда "увидел" славин талант и не сомневался в его блестящем будущем.

Фото aeternamemtmoria.ru Б.Ельцин и Б.Клинтон
Фото aeternamemtmoria.ru Б.Ельцин и Б.Клинтон

В назначенный день, с утра, я, волнуясь и дрожа от нетерпения выдвинулся в сторону Кремля. Бросив машину у бюро пропусков, через Спасскую башню с призом "под мышкой" достиг, наконец, входа в нужный корпус. На входе меня встретил Юрий Петров. "Это что ? " - указал он на коробку. "Приз журнала Борису Николаевичу", - ответил я. - " И тебя с ним пропустили ?" - удивился Юрий Владимирович. - "Да, кстати, это твоя машина стоит на спуске у ворот, красная такая ?" - спросил он. - "Моя". - "Тогда давай приз и беги убери ее куда-нибудь подальше, а то вся охрана уже на ушах стоит. Потом поднимайся ко мне на второй", - сказал он. - "Так опоздаю же !"- возразил я. - "Не опоздаешь, не переживай", - улыбнулся Ю.Петров. И действительно - не опоздал - Бориса Николаевича в этот день на работе не было. - "Заболел, - объяснил мне за чаем Юрий Владимирович, - только приехал из-за рубежа и заболел".

 Фото korrespondent.net
Фото korrespondent.net

Не было Ельцина и на следующий день, и на следующий. Я тогда еще не знал всех "особенностей" Бориса Николаевича и честно ежедневно посещал Администрацию Президента. Болтаясь в ожидании по коридорам я за это время перезнакомился со всеми помощниками, встретил даже пару своих бывших коллег по ТАССу. Ельцин появился на 8-й день. "Будешь не один, вместе с немкой", - предупредил Ю.Петров. Немкой оказалась небезызвестная Энне Бурда, владелица одноименного известного журнала. Ее присутствие, к сожалению, не дало возможности пообщаться с Президентом неформально, поговорить по-душам, удовлетворить свое журналистское любопытство. Но не это главное. Открыв приз и увидев композицию с "человеком у озера" Ельцин неожиданно спросил: "А почему это...он один ?". "Это так всегда, Борис Николаевич, - нашелся я, - ты один, когда ты на самом верху, и ты один, когда ты глубоко внизу". (И тут же я вспомнил правоту Славы Щербакова, что никакая форма - даже самая лучшая - никогда не заменит содержания.) "Э-э...да....понимаешь....", - только и произнес Ельцин, и встреча на этом завершилась. Кстати, именно тогда, за чаем я впервые обнаружил, что у Президента недостает двух пальцев на левой руке.

Больше других в этой истории мне запомнился руководитель АП Юрий Петров. Простой, совсем не амбициозный, всегда теплый в общении и при этом очень деловой. Со своей улыбкой и мальчишеско-хитроватыми глазами за линзами крупных очков. Жаль, что он проработал с Президентом совсем недолго. А с Борисом Николаевичем мы встретились еще раз, гораздо позже, в конце 90-х, но это, как говорится, был уже совсем другой Ельцин.