Достижения операторов в буквальном смысле остаются "в кадре" и в то же время "за кадром": покупая билет в кинотеатр, рядовой зритель, помимо жанра и сюжета, чаще ориентируется на имена знаменитого режиссера и актеров. Разбираем, в чем заключаются особенности работы оператора и почему его вклад важен не менее режиссерского.
Командная работа
За визуальную составляющую фильма отвечает не один человек, а целая команда. Как правило, в ее состав входит оператор камеры, гаффер (он же светоопреатор), ассистент оператора и техник-ассистент, а руководит рабочим процессом оператор-постановщик - на его роли в процессе создания фильма мы и остановимся.
Оператор-постановщик (в англоязычном кинематографе - Director of Photography, или DP) работает в тесной связке с режиссером и художником-постановщиком. Они составляют сценарный план, определяют художественную трактовку каждого эпизода, принципы освещения и портретные характеристики персонажей, утверждают эскизы декораций и костюмов, выбирают локации для натурных съемок. Нередко DP принимает участие и в постпродакшне - например, при монтаже ленты.
Два в одном
Оператор-постановщик должен быть профессионалом как в техническом, так и в творческом плане. От него зависит, как именно режиссерский замысел будет воплощен на экране. Это значит, что хорошему специалисту нужно:
- уметь работать с нужной аппаратурой и материалами - пленкой, камерами, освещением, кранами, стэдикамами;
- разбираться в технических приемах - ракурсах, точках зрения, перспективе, композиции, кадрировании, колористических и светотональных решениях;
- быть внимательным к деталям;
- обладать художественным вкусом и ориентироваться в живописи, фотографии и стилях операторской работы разных лет для создания картинки, которая вызовет необходимую ассоциацию и эмоции у зрителя.
К слову, оператор-постановщик документального или научно-популярного фильма может также выступать в роли киножурналиста и автора-оператора.
Что "на выходе"?
Качество работы оператора-постановщика и всей его команды напрямую влияет на то, как в фильме раскрываются идеи режиссера и сценариста, насколько органично смотрится в кадре тот или иной персонаж, какова сама атмосфера фильма и какие чувства будит в нас картина при просмотре.
Зачастую это неблагодарная стезя: рабочий день у оператор длится дольше, чем у других сотрудников площадки - начинать приходится раньше, а заканчивать позже остальных. Нередко случаются и споры с режиссером, чье видение иногда просто невозможно воплотить технически. В этих случаях DP приходится проявлять дипломатичность и приводить аргументы в пользу более адекватных решений, которые, к слову, впоследствии воспринимаются зрителем как режиссерские, а не операторские находки.
Тем не менее, плодотворный союз режиссера и оператора может привести к потрясающим результатам, создав или укрепив репутацию обоих. Так, например, Стивен Спилберг уже долгие года работает с Янушем Камински ("Список Шиндлера", "Спасти рядового Райана", "Поймай меня, если сможешь", "Первому игроку приготовиться" и другие), а Кристофер Нолан - с Уолли Пфистером ("Престиж", "Темный рыцарь", "Начало") и Хойте Ван Хойтема ("Интерстеллар", "Дюнкерк").
Читайте также: Книги киномана: мифы, герои, Родригез и инфографика
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравился материал, пожалуйста, поставьте лайк - это очень поможет развитию канала и вдохновит на создание новых интересных постов. :)
Хороших всем фильмов!