На днях слушатели «Говорит Москва» пожаловались в эфире на утечку данных. Главным героем стал житель Жуковского, который из-за каршеринга оказался гордым обладателем микрозайма.
Как так вообще?
Когда мужчина получил требование вернуть деньги по займу, которого никогда не делал – он сразу же обратился в полицию. Как выяснили правоохранители, займ был выдан дистанционно, а для проверки личности использовали хорошо нам всем известный метод: селфи с паспортом. Мужчина вспомнил – да, такое делал. Только не для займа, а для регистрации в каршеринге BelkaCar.
А Белка что?
Представители BelkaCar два дня молчали, а потом опровергли в АГН “Москва” информацию об утечке персональных данных клиента.
«Проверили информацию, официально опровергаем утечку. В сервис никто не обращался с проблемой (до сих пор, 15 июля 2019 г.), сам или через представителей. Правоохранительные органы в BelkaCar с запросом/проверкой, аналогично, не обращались. Служба безопасности BelkaCar также не подтверждает утечку личных данных», – сказали в пресс-службе.
Странно как-то
Прессу удивляет, что пострадавший не обратился к компании с резонным вопросом: эй, ребята, какого х**? Но мы-то знаем, почему – на самом деле, компании никогда не берут на себя ответственность.
Например, в феврале Владимир Соловьев ехал за рулем собственного автомобиля, а ему позвонили из поддержки Драйва и рассказали, что он сейчас слишком быстро едет на их Мерседесе, Они, мол, волнуются. Владимир ошалел от такой ситуации и спросил – что за дела, Яндекс? Яндекс морозился 10 дней, а потом сообщил, что у него с безопасностью все отлично, а Владимир сам передал аккаунт третьим лицам. Ну и посоветовал обратиться в правоохранительные органы, если тот уверен, что сам никому ничего не передавал. А, да, чек за ту самую поездку на 5000 рублей Яндекс выставил Владимиру, конечно.
Думаете, это единичный случай? В октябре прошлого года на Пикабу фигурировала аналогичная история. Вот скриншоты с шаблонными ответами Яндекса, которые выложил автор статьи:
Кстати, даже история с микрозаймами не уникальна. Буквально пару месяцев назад на Известиях 78 вышел сюжет про такие же приключения Сергея Румянцева. Там тоже был микрозайм, взятый через интернет с помощью селфи с паспортом. Правда, Румянцев не в Белке регистрировался, а все в том же Яндексе. И кстати, компания тогда так и не отреагировала на ситуацию.
И что мы имеем?
Ничего хорошего, просто пять выводов, которые нужно учитывать каждому пользователю каршеринга.
Вывод№1 – Белка человечнее Яндекса
Начнем с хорошего! Смешно, но на фоне любезного Яндекс.Драйва, который всегда переводит стрелки на своих пользователей, BelkaCar выглядит более ответственной. Хотя к ним не обращался потерпевший, они дали комментарий СМИ и вроде как инициировали у себя какую-то проверку.
Вывод №2 – ответственность все равно на пользователях
И все-таки заявление в СМИ – это не совсем то, на что ты рассчитываешь, доверяя кому-то свои данные. Очевидно, что даже у самых крупных игроков нет возможности защитить документы своих пользователей, так что доверять им или нет – вопрос вашей личной ответственности.
Совет на будущее: чтобы хоть как-то обезопасить себя, можно делать селфи не просто с паспортом, но и с названием сервиса, в котором регистрируетесь. Злоумышленникам будет труднее использовать такое селфи, а в случае чего будет проще доказать утечку.
Вывод №3 – заметил странность – не молчи
Если ты видишь, что кто-то прокатился по твоему аккаунту – сразу бей тревогу. Это сегодня он на 163 рубля проехал, а завтра врезался в столб или, не дай бог, устроил ДТП со смертельным исходом. Потом бегай доказывай, что ты не при делах. Такое, кстати, тоже было – вот тут можно почитать.
Вывод №4 – чуть что – иди в полицию
Компания бездействует? Иди в полицию! Это никак не помешает злоумышленнику использовать твой аккаунт, зато будет намного легче избежать ответственности за чужие косяки. Мол, я вас предупреждал.
Вывод №5 – не забывай про суд
Если на тебя пытаются повесить чужой штраф – смело обращайся в суд. Во-первых, компания может пойти на мировую, чтобы избежать огласки. А во-вторых, судебной практики по каршерингам пока мало и она чаще всего на стороне пользователя. Во всяком случае, штрафы судьи уменьшают с удовольствием, как будто им самим не очень-то нравятся каршеринги.
Возможно, если соблюдать эти простые правила, проблема привлечет внимание и начнет решаться в глобальном масштабе. Но даже страшно представить, сколько человек пострадает от действий мошенников до тех пор.
Чтобы получать самые интересные новости и статьи о каршеринге, подписывайтесь на нашTelegram канал или группы в социальных сетях ВКонтакте и Facebook.