Сопутствующим явлением моего увлечения историей авиации является коллекционирование различных околоавиационных артефактов — от марок и открыток до рекламных буклетов и расписаний авиакомпаний. Поговорим об открытках, благо я недавно удачно пополнил свою коллекцию 80+ новыми экспонатами. Иногда это всего лишь красивая фотография, а иногда самолёты с открытки обладают своей интересной историей.
Одно из моих крайних приобретений — карточка с реактивным пассажирским самолётом Boeing 737-200C Advanced авиакомпании Luxair из Великого Герцогства Люксембург. 737-е семейства Original интересны сами по себе и лично мне нравятся больше, чем последующие модели Boeing 737. А здесь ещё и …
Авиалайнер «благородных кровей»
Наш герой носит бортовой номер LX-LGI и имя собственное "Princesse Marie-Astrid". Назван он так в честь самой настоящей принцессы — Марии Астрид Люксембургской, старшей дочери великого герцога Люксембурга Жана и Жозефины Шарлотты Бельгийской. И стоит отметить, что это не первый самолёт этого имени. До 1978 года такую надпись на своём фюзеляже носил реактивный лайнер Sud Aviation SE-210 Caravelle VI-R с бортовым номером LX-LGG. Когда Luxair решила обновить свой флот, то именем Марии Астрид назвали новенький (на то время) Boeing 737-200C Advanced. Кроме того, LX-LGI стал одним из первых Boeing 737, приобретённых компанией.
Это был не единственный самолёт «благородных кровей» у люксембургского национального авиаперевозчика. У герцога Жана и его супруги было ещё четверо детей и каждый из них имел именной авиалайнер в то или иное время:
- принц Гийом: Boeing 737-200C Advanced "Prince Guillaume" с б/н LX-LGH;
- нынешний великий герцог Люксембурга — Анри: Fokker F-27-100 Friendship "Prince Henri" с б/н LX-LGA;
- принц Жан: Fokker F-27-100 Friendship "Prince Jean" с б/н LX-LGB;
- принцесса Маргарита: Fokker F-27-600 Friendship "Princesse Margaretha" с б/н LX-LGD.
Традиция давать самолётам имена представителей люксембургской герцогской семьи зародилась гораздо раньше. Ещё в 1928 году двухместный биплан Stampe et Vertongen RSV.32 пионера люксембургской авиации Лу Хеммера носил на своём борту имя "Prince Jean".
Карьера в России или «из Марии Астрид в Александры»
Отлетав 16 лет под флагом Luxair в 1993 году Boeing 737-200C Advanced "Princesse Marie-Astrid" с б/н LX-LGI сначала отдают в аренду, а затем и продают российской авиакомпании «Трансаэро». Позже самолёт получает новую регистрацию — RA-73001 — и вместе с бывшим «родственником» Boeing 737-200C Advanced "Prince Guillaume" с б/н LX-LGH они становятся первыми представителями семейства Boeing 737 у российских авиаперевозчиков. Со временем самолёт «сменит пол» — получит имя собственное «Александр».
«Александр» будет летать до 2003 года, после чего его поставят на прикол. На момент написания статьи я располагал сведениями, что в 2013 году самолёт стоял со снятыми двигателями в аэропорту Шереметьево. А на рубеже 2016 — 2017 годов был порезан на металл. Но это оказалось не так. Благодаря комментариям моего читателя Алексея Ермакова, удалось точно установить, что борт RA-73001 «Александр» с 2011 года стоит в аэропорту Домодедово у грузового терминала Атран. На нём тренировались будущие стюардессы. Алексей любезно поделился фотографиями самолёта, сделанными в 2018 году. За что ему огромное спасибо!
Благодаря подписчику канала, который пожелал остаться неизвестным, могу показать фотографии RA-73001 поближе. Зрелище, конечно, печальное … Фрагмент фюзеляжа был вырезан компанией S7 для тренажёра.
Комментатор Максим Томилин немного пролил свет на путаницу с бортовым номером RA-73001:
Случайно наткнулся на публикацию, хочу внести ясность. Я работал в ТСО с 1994 по 2001 год и немного об этом знаю. В 1993 году ТСО получило 2 первых Боинга 737 1977 и 1978 годов выпуска с б/н EI-CLN и EI-CLO и именами Нижневартовск и Сочи соответственно и . Как я понимаю, на открытке EI-CLO. Году в 1996 регистрацию поменяли на RA-73000 и RA-73001. Позже, году в 1999 опять поменяли на VP-BTA и VP-BTB соответственно. В 2001 году при перебазировании ТСО в Домодедово VP-BTA навсегда в SVO остался, а VP-BTB недолго еще летал и остался в DME. Именно с этими б/н самолеты выводились из эксплуатации. Очевидно, что на открытке CLO-001-BTB. В 1994 году ТСО получило еще 3 737-200 1983-1984 годов выпуска, которые до того действительно летали у бритишей. Самолеты получили регистрацию YL-BAA, YL-BAB и YL-BAC и эксплуатировались, помимо собственных рейсов ТСО, совместно с латвийской RiAir на рейсах в Лондон и Париж через Ригу. После того, как ТСО поссорилась с рижанами. а самолеты перешли в собственность компании, в 2000 году регистрацию поменяли YL-BAA - RA-73001, YL-BAB - RA-73000 и YL-BAC - RA-73002. Именно так, я ничего не перепутал. Имена у них были Рига, Татьяна и Баку соответственно. К этому моменту 2 старых борта уже были переведены в Бермудский регистр. BAB-73000 в 2001 году, кажется, быстро продали в юго-восточную азию, вроде в Индонезию. 2 оставшихся еще пару лет летали. Так что на фото из DME бывший YL-BAA, он же RA-73001. В какой момент он поменял имя на Александр не знаю. ТСО всех запутала, как всегда. Так что, на открытке и на фото из DME разные борта, это точно.
Дорогой читатель, в силу семейных обстоятельств от меня не было полноразмерных статей больше месяца. Сейчас начал писать снова. Я помню свои обещаниях в комментариях — написать о французских истребителях, авиационных приборах, женщинах-авиаторах и т.д. — и буду их потихоньку выполнять. Мне интересно твоё мнение о небольших заметках про самолёты с открыток. Интересно или нет?
Пиши в комментариях ⬇️
Спасибо за внимание!