Найти тему

Как фашисты Т-34 создали

Почётный фашист, советский авиаконструктор, генерал Умберто Нобиле
Почётный фашист, советский авиаконструктор, генерал Умберто Нобиле

А знаете ли вы, что название танка Т-34 – плагиат, поскольку первым Т-34 был… дирижабль, построенный выдающимся фашистским и советским авиаконструктором и аэронавтом Умбе́рто Но́биле.

Исправить восприятие

Для начала следует внести коррективы в осознание миропорядка того времени и исправить вбивавшиеся на протяжении десятилетий в умы советских граждан, а затем россиян специально извращённые пропагандистскими штампами исторические реалии. Фашизм был в Италии, а в Германии – национал-социализм, имевший с итальянским фашизмом значительно меньше общих признаков, нежели со сталинским социализмом. В одном из комментариев к статье о спасении экспедиции Нобиле какой-то «знаток» написал, что вопреки тому, что Умберто был фашистом, на помощь его экспедиции пришёл советский ледокол «Красин». Так вот: не вопреки, а именно потому и пришёл. Дело в том, что с начала 1930-х годов у СССР и фашистской Италии были самые тесные торгово-экономические и политические связи, самый высокий товарооборот и культурное сотрудничество. На первых Венецианских кинофестивалях, главным призом которых был поначалу не «Золотой лев», а «Кубок Муссолини», несомненным успехом пользовались советские киношедевры «Чапаев», «Весёлые ребята», «Гроза», «Пышка» и другие.
У россиян, поражённых «совком», кардинально смещён
0 «вектора восприятия», и поэтому многие действия и события того периода с современной российской колокольни видятся нелогичными. Жизнь выдающегося дирежаблестроителя, аэронавта и исследователя Арктики – в том числе.

Инженер Умберто

Умберто Нобиле родился 21 января 1885 года в многодетной семье служащего в Королевстве Италия, в городе Лауро, провинции Авеллино. После окончания частной школы, он поступил в Неаполитанский университет, чтобы стать инженером-электротехником. По окончании инженерно-математического факультета, в 1908 году, был принят на работу в дорожно-мостовое управление, но через год перешёл в Генеральную инспекцию железных дорог, специалистом по электрификации оборудования. Но жизнь дала крутой вираж после того, как в 1910 году Нобиле впервые увидел аэроплан и сидящего в нём покорителя воздушной стихии. В 1911 году поступил в Римское воздухоплавательное училище на отделение специалистов по сооружению летательных аппаратов.

С вступлением в 1915 году Италии в Первую мировую войну на стороне Антанты против Германии и её союзников, Умберто, как и большинство патриотически настроенных итальянцев, стал рваться на фронт, ему присвоили офицерское звание, но признали негодным к строевой военной службе по состоянию здоровья. И 29-летний специалист продолжил конструировать дирижабли и другую авиационную технику на государственном авиазаводе в Риме.

К 1918 году Нобиле преподаёт в «альма-матер» курс аэродинамики по собственноручно написанному учебнику «Elementi di Aerodinamica».
В июле вместе с инженерами Джузеппе Валле (Giuseppe Valle), Бенедетто Кроче (Benedetto Croce) и Челестино Узуэлли (Celestino Usuelli) основывает фирму по производству средних полужёстких дирижаблей.

Итальянцы продали Т-34 американцам

В 1919 году был поднят в небо созданный по первому проекту совместной мысли дирижабль T-34. Компания продала его итальянской армии. Затем он был продан американской армии, и в 1922 году Нобиле поехал в Соединённые Штаты консультантом в известную американскую компанию Goodyear. Вернувшись на следующий год на Родину, Нобиле со товарищи приступили к постройке дирижабля N-1. После серии испытательных полётов N-1 в марте 1926 года был передан экспедиции, планировавшей покорить Северный полюс. Руководил экспедицией норвежский полярный исследователь Рауль Амундсен. Ему компанию составил миллионер из США Линкольн Эллсворт. Управлял дирижаблем сам Умберто Нобиле.
29 марта построенный компанией Нобиле дирижабль N-1 переименовали в «Норвегию» (Norge).

«Норвегия» превосходила предшественника Т-34 по всем показателям и на тот момент являлась самым совершенным полужёстким дирижаблем.
В трёх моторных гондолах были установлены моторы «Майбах» Mb.IVa мощностью по 250 л.с. каждый. Придав воздушному судну обтекаемую форму, значительно уменьшили коэффициент сопротивления. Пассажирскую гондолу, в которой могли разместиться до 20-и человек, застеклили.

10 апреля экипаж под командованием Умберто Нобиле поднял дирижабль в римское небо и направил его в английский Фулхэм. Оттуда «Норвегия» проследовала над Балтикой и произвела посадку в Ленинграде, вызвав неподдельный интерес встретивших её ленинградцев. Из Ленинграда «Норвегия» направилась в Норвегию, сделав по пути в Осло короткое причаливание на севере в Вадсё. Прибыв 7 мая на Шпицберген, участники экспедиции спустя два дня узнали, что их опередили. Северный полюс на самолёте достигли американцы Ричард Берд и Флойд Беннет
(как показали современные исследования, американцы тогда до Северного полюса не долетели, а показания в своём отчёте сфальсифицировали –
прим. авт.)

Стартовав 11 мая в 8 часов 50 минут по Гринвичу со Шпицбергена, дирижабль «Норвегия» достиг Северного полюса в половине второго белой ночи следующих суток и в течение двух с половиной часов исследовал акваторию над полюсом. Зафиксировав показания, исследователи направились в сторону Аляски, где дирижабль произвёл причаливание два дня спустя. Там его разобрали и пароходом отправили
в Италию. Туда же направился и Умберто Нобиле.

Национальный герой и почётный фашист

Нобиле стал национальным героем. Премьер-министр страны, лидер правящей фашистской партии Бенито Муссолини принял Нобиле в почётные члены фашистской партии и произвёл в генералы. Практически сразу по возвращению Нобиле приступил к подготовке нового перелёта, специально для которого начали строить аналогичный «Норвегии» дирижабль, который назвали «Италия». В состав экипажа вошли, включая самого Нобиле, шестнадцать итальянцев, чешский физик Франтишек Бегоунек и шведский метеоролог Финн Мальмгрен. Экспедицию перед стартом 15 апреля 1928 года в Ватикане принял Папа Римский Пий XI.
8 мая «Италия» пришвартовалась на Шпицбергене. Из-за неудовлетворительных метеосводок и многочисленных мелких поломок дирижабль дважды возвращался на стартовую площадку. Тем не менее,
в полночь на 24 мая «Италия» с шестнадцатью членами экспедиции достигла Северного полюса. Несмотря на тяжёлые погодные условия было решено возвращаться тем же воздушным путём при сильном встречном ветре. 25 мая случилось непоправимое: дирижабль обледенел, потерял управление и упал на ледяной панцирь. Находившийся в моторной гондоле моторист погиб сразу. Девять аэронавтов, включая самого Нобиле, выбросило из развалившейся рубки, а шестерых, оставшихся
в гондоле, унесло в неизвестном направлении. У Нобиле были переломаны голень и запястье.

Выброшенная на лёд палатка и радиопередатчик практически спасли оставшимся жизнь. Для пущей заметности палатку выкрасили в красный цвет (помните советско-британско-итальянский широкоформатный художественный фильм Михаила Калатозова «Красная палатка» с Шоном Коннери, Питером Финчем и Клаудией Кардинале, так это про ту трагедию – прим. авт.).

Для спасения Нобиле были организованы экспедиции в Италии, Норвегии, Советском Союзе и других странах. Несмотря на разногласия, возникшие после первого достижения Северного полюса, кому – Амундсену или Нобиле принадлежит достижение, 18 июня Амундсен на самолёте с французским экипажем вылетел из норвежского города Тромсё. Менее чем через три часа связь с самолётом навсегда прервалась. Из пожелавших добраться до Шпицбергена пешком троих членов экспедиции добрались только двое. 23 июня на льдину с остатками экспедиции сел самолёт офицера шведских ВВС Эйнара Лундборга, который заявил, что несмотря на то, что у механика Чечоне была сломана нога, он получил приказ вывезти исключительно Нобиле. И тому пришлось подчиниться, прихватив на борт лишь свою собаку. Остальных выживших членов экспедиции спас подошедший 12 июля советский ледокол «Красин».

В Италии Нобиле встречали восторженные толпы итальянцев. Нобиле сразу же получил официальное приглашение посетить Бенито Муссолини. Спасённый из ледяного плена дирижаблестроитель с радостью и надеждой на получение новых государственных заказов его принял. Муссолини был в курсе всего, что произошло с экспедицией и её руководителем, интересовался здоровьем и являл саму любезность. Нобиле рассказал о полёте на «Италии», катастрофе и спасении. Однако несмотря на полную лояльность итальянского лидера, местная и зарубежная пресса стала обвинять его в крушении «Италии», гибели многих членов экспедиции и оставлении экипажа. Опираясь на общественное мнение, по указанию министра военно-воздушного флота Итало Бальбо (1896 — погиб в авиакатастрофе: самолёт, в котором находился маршал, был сбит своей же зенитной артиллерией 28 июня 1940) было начато служебное расследование.

Неожиданное предложение

Нобиле запретили посещать авиазавод, где строили дирижабли. Спустя год в его римский дом приехали военный атташе и секретарь посольства СССР, которые передали генералу предложение Советского правительства стать генеральным конструктором советских дирижаблей. Нобиле согласился, но порекомндовал для начала купить уже построенный его дирижабль №6, заметив, что в СССР нет ни подготовленных конструкторов, ни инженеров, ни квалифицированных рабочих… Узнав, что от Советского торгпредства поступило предложение купить новый дирижабль, министр Бальбо приказал… его уничтожить.

В 1930 году на проходившем в Италии Международном конгрессе геологов Нобиле «совершенно случайно» встретился со знакомым с 1926 года советским академиком Карпинским, который конфиденциально, но настоятельно напомнил о приглашении работать в СССР и стал настойчиво уговаривать… под личные гарантии Сталина. Имя советского вождя подействовало магически, и Нобиле, заключив контракт с Всесоюзным объединением гражданского воздушного флота, принял на себя техническое руководство проектированием и постройкой в СССР нескольких дирижаблей полужёсткого типа, и в январе 1932 года вместе с группой итальянских инженеров и квалифицированных рабочих прибыл в Советский Союз.

У подмосковной платформы Долгопрудная, в 1931 году был основан «Дирижеблестрой», конструкторское подразделение которого предстояло возглавить Умберто Нобиле. На заявление начальника «Дирижаблестроя» Павла (Пауля) Мартыновича Пурмаля (1896–1978),
что в сжатые сроки необходимо построить четыреста двадцать пять дирижаблей, сухо ответил, что в авантюрах не участвует, поскольку в СССР нет ни средств, ни рабочих, ни конструкторов, ни заводов. Сначала конструкторское бюро Нобиле разместили в Москве на верхнем этаже Петровского пассажа. Вместо ватмана для чертежей использовали оборотную сторону географических карт. В пятилетнем плане фигурировала цифра в 58 дирижаблей. Нобиле пытались убедить,
что в СССР возможно всё.

По проекту Нобиле под руководством итальянских специалистов и рабочих в большом бараке, именуемом ангаром, построили первый дирижабль, который получил кодовое наименование «СССР-В-5».

Слухи сильно преувеличены

В феврале 1933 года ряд итальянских изданий сообщил о смерти в СССР генерала Нобиле. Дело в том, что на совещании он потерял сознание от внезапного болевого шока. Его срочно и успешно прооперировали, но постельный режим длился полтора месяца.

Летом 1934 года там же построили большой дирижабль В-7, но радость оказалась преждевременной: в ангар ударила молния, и дирижабль сгорел дотла. Тогда в отсутствие главного конструктора собрали новый дирижабль В-7бис, но военные его забраковали. Позже по проекту Нобиле и под его руководством построили дирижабль В-6 («СССР-В6 Осоавиахим»), на котором был установлен мировой рекорд по продолжительности полёта. Аппарат продержался в воздухе без промежуточных посадок 130 часов 27 минут. Преодолев в общей сложности 4800 км он благополучно вернулся в Долгопрудный.

В 1937 году В-6 готовили к пассажирским перевозкам Москва—Красноярск, но в начале 1938-го послали спасать папанинцев, дрейфующих на льдине. 5 февраля «СССР-В6 Осоавиахим» отчалил из Долгопрудного, но 6 февраля сразу после 18:56 неподалёку от Кандалакши дирижабль столкнулся с Небло-горой, не обозначенной на карте аэронавтов. На борту начался пожар, унёсший жизни 13-и из 19-и членов экипажа. Папанинцев спасли лётчики, показав превосходство самолётов над дирижаблями. После падения интереса к дирижаблям, в 1936 году Нобиле покинул СССР и вернулся в Италию, не разуверившись, что в такой бескрайней стране они могли бы стать полноправным видом воздушного транспорта.

В 1939 году Нобиле, гонимый общественным мнением и игнорируемый властями, уехал в США, где преподавал аэронавтику, и вернулся домой только после войны. Тогда же с него были сняты все обвинения, ему вернули звание и награды, и он продолжил преподавать. В 1946-м даже баллотировался в Учредительное собрание как независимый кандидат.

***

Умберто Нобиле скончался в Риме 30 июля 1978 года на 94-м году жизни.

Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!