В Черногории на входе в Боко-Которскую бухту есть крошечный остров, который раньше назывался Ластавица (Ласточкин), а с середины XIX века стал островом Мамула — по фамилии австро-венгерского генерала, построившего тут крепость.
Во время Первой и Второй мировых войн форт Мамула в стратегически удобном месте использовался по прямому назначению. А в 1942-1943 годах итальянцы устроили здесь концлагерь, один из самых жестоких на Балканах, где пытали и казнили заключенных. Документация (вроде бы) велась плохо, поэтому данные о погибших здесь разнятся — называют цифры до пятисот человек.
Сейчас крепость заброшена. Экскурсионные теплоходы, направляющиеся в Боко-Которскую бухту, иногда сюда заходят, хотя причал не очень удобный. На входе мемориальная доска 1965 года установки, то есть еще югославская, упоминающая фашистский концлагерь. Новых мемориальных знаков нет.
Черногория, дольше всех остальных областей не выходившая из состава остатков Югославии, не строит свою концепцию исторической памяти на государственном уровне (и кто скажет, что это плохо). Тут цветут все цветы без иерархий: таблички и музейные экспозиции рассказывают о сербских монастырях, австро-венгерских фортах, турецких крепостях, греческих артефактах и римских мозаиках, красных коммунах и партизанах.
Экономика страны в основном зависит от туризма. И тут как раз кроется загвоздка: уединенный маленький остров Мамула — идеальная туристическая локация, ждущая своего "окультуривания".
Несколько лет назад черногорские власти анонсировали план превратить остров и крепость в пятизвездочный курорт. Местные жители, в т.ч. потомки тех, кого пытали в концлагере Мамула, протестуют. Но пока проект, кажется, не заморожен. Как вы думаете, должен ли Мамула становиться курортом?
Отрывок из югославского худ. фильма 1959 г. "Лагерь Мамула", который снимался в крепости:
Проект Международного Мемориала "Это прямо здесь" посвящен местам, связанным с историей советских политических репрессий, в Москве и Подмосковье. В нашем блоге мы также рассказываем о мемориалах, памятниках, локальных коммеморативных практиках и интересных кейсах, связанных с культурой памяти, в других городах и странах.