Найти тему
Performance360

Алкобизнес в рунете: правила выживания

Оглавление

Поль Сезанн. Натюрморт с бутылкой мятного ликера
Поль Сезанн. Натюрморт с бутылкой мятного ликера

С алкоголем ситуация в онлайне такая – продавать нельзя, рекламировать тоже. При этом алкогольные компании не то чтобы чувствуют себя в тисках: им на помощь спешат три «с» — Смелость, Смекалка и Социальные сети. Выживет ли алкогольный бизнес в рунете?

В чем дело?

На той неделе в Госдуме обсуждали возможность блокировать YouTube-каналы популярных блогеров, которые размещают рекламу алкогольной продукции. Зампред комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов напомнил, что, по российским законам, реклама алкоголя, в том числе в интернете, запрещена.

Пресс-служба ФАС России:

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции в сети Интернет запрещена.

Реклама алкогольной продукции в социальных сетях, в том числе через личные блоги, запрещена пунктом 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе». Вместе с тем необходимо понимать, что не вся информация, размещаемая в сети Интернет, является рекламой.

В случае выявления факта нарушения Федерального закона «О рекламе» ответственность за ее распространение лежит на рекламораспространителе.

Свинцов предложил интернет-пользователям писать жалобы на блогеров в техподдержку видеохостинга. По его мнению, этим могут заняться обычные активисты и общественные организации. Однако уверенности в том, кто именно будет блокировать контент, нет: ответственность за это может взять на себя как администрация YouTube, так и Роскомнадзор.

Блогеры могут оправдывать свои действия тем, что размещают рекламу на американском видеохостинге для американских граждан. В США реклама алкоголя не запрещена законом.

Что считать рекламой

«То, что у компаний пытаются отобрать этот канал (и далеко не факт, что смогут, кстати: помнится, ФАС уже отказывался мониторить YouTube, когда речь шла о рекламе в рамках платформы запрещенных казино) — означает только то, что мы скоро увидим рекламу алкоголя где-то еще. Там, куда полномочия Роскомнадзора и ФАС еще не добрались, или добраться не смогут в принципе», – говорит Сергей Мальцев, PR-директор Depot branding agency.

«У брендов все еще есть соцсети, продакт-плейсмент, электронные адресные рассылки, широчайший пиарный инструментарий, всевозможные коллаборации, мерч (как аналоговый, так и цифровой), “заход” от сопутствующих товаров. Интеграция в хайповые сообщества – ЛГБТ, БДСМ, комьюнити легалайзеров. Есть непаханое поле и без того “запретного” контента: например, участие бренда в работе порностудий или сервисов – почему бы и нет? В конце концов, уход обратно в “аналоговый” мир, но в каналы, принципиально не регулируемые действующим законодательством о рекламе».

Шведский бренд Absolut с 2012 года поддерживает ЛГБТ-сообщество. Производитель водки выделяет деньги на проведение и информационную поддержку гей-парадов, выпускает напитки с этикеткой, раскрашенной в цвета радужного флага.

-2

Так появляются, например, сообщества вроде инстаграма Simple, одного из крупнейших дистрибьюторов вина России.

Сеть алкомаркетов «Красное & Белое» в свое время и вовсе обернула себе на пользу историю с ФСБ: когда 26 декабря 2018 года в компании шли обыски в головном офисе и на складах сети (в качестве основания для проводимых действий были названы подозрения в обороте контрафакта и неуплате налогов, силовики провели там весь день), сммщики компании публиковали в соцсетях шутки и фото с места событий, которые мгновенно разлетались по сети.

-3
-4

Развитию сегмента способствует изобретательность брендов, которые после детального изучения законодательства знают, на какую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются (в пресс-службе вас нам предожили почитать эту статью 2016 года):

  • Справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), которые не имеют в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являются социальной рекламой;
  • Информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения, предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования;
  • Информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых компанией.

«Разрешенных механизмов рекламы алкоголя очень мало, а в интернете они все запрещены, – объясняет наш анонимный эксперт, который работает в крупной алкогольной компании. – Тем не менее рынок алкогольной продукции чувствует себя неплохо (в том числе он развивается, потому что закон не запрещает покупателю оплатить продукцию в стационарном магазине, а потом заказать себе доставку, как и не запрещено на сайте производителя и дистрибьютора разместить информацию о продукте, о цене на него).

Не запрещено использовать для продвижения профессиональные средства массовой информации (но они малоохватные) на узкую аудиторию. А что реально используется, так это это гифки, мемы, вирусная реклама в соцсетях. Хоть это и запрещено, но такое встречается. Модераторы могут и не удалять такой контент, потому что получают за него деньги».

Продолжение читайте тут.

Юлия Углова