Мой путь становления психологом состоит из 3 узловых моментов. С каждым узлом связано определенное событием в жизни. Но перед ними я хочу показать, почему, как мне кажется, вообще появился интерес к психологии.
Предыстория
В школе иногда случались стычки с одноклассниками, из которых я сделал вывод, что нужно быть сильным. Тогда было к месту то, что я занимался единоборствами. Но дальше выяснилось, что такие стычки бывают не только физическими, но и более изощренными. Здесь уже потребовалась психологическая сила и навыки. Возможно поэтому у меня появился интерес к психологии. Об этом ниже.
Обмани меня
Где-то в седьмом классе я начал смотреть сериал "Lie to me". В России его назвали "Теория лжи" или "Обмани меня". Сериал показывает нам доктора Лайтмана, который может "читать" человека по его выражению лица, походке, телодвижениям. В психологии это называют невербальное поведение. В результате такого чтения можно достоверно узнать, врет он или нет.
Меня это сразу заинтересовало. Особенно учитывая то, что доктор Лайтман был срисован с реального человека - Пола Экмана, который создал теорию лжи.
"Получается, что я могу научиться читать людей" - подумал я и полез изучать все, что с этим связано. Даже удалось побывать на семинаре Аллана Пиза (кто в теме, поймет, как это круто).
В общем, я понял, что хочу быть как доктор Лайтман. Кем я буду работать с такими способностями меня волновало в последнюю очередь. Главное - изучить эту тему. Эта дорога вела меня на психфак. Но помогать людям я не хотел. Я хотел их читать. И это было категорично. Да, я был мизантропичным тогда :) Я думал так до тех пор, пока не стал первокурсником.
Первый курс университета
Первый курс на меня произвел сильное впечатление. Это абсолютно новая жизнь. Среди всего, что со мной происходило тогда, один фактор был решающим. Это встреча с философом.
Это был один из преподавателей в университете. Общение с ним быстро вышло за рамки университета. Мы стали общаться после пар и по электронной почте.
Он стал отцом моей рефлексии. Он задавал иногда абстрактные, а иногда вполне конкретные жизненные вопросы под таким неожиданным углом, который заставлял меня думать. Я не только научился отвечать на них, но и сам научился их задавать. Это был мой первый и до сих пор самый важный инструмент как психолога.
В итоге мое мировоззрение развернулось на 180 градусов. Из мизантропа я стал филантропом. Стало интересно помогать людям.
Весь первый курс я читал классическую немецкую философию, которая готовила меня к началу профессионального пути.
А начался он летом между первым и вторым курсом. В августе я принял первого клиента, а в сентябре пошло интенсивное доп. образование в разных модальностях психотерапии. Настолько интенсивное, что сейчас, к 22 годам, у меня за плечами 1600 часов обучения психотерапии (часы университета не в счет) и статус преподавателя в Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиге.
К началу третьего курса мои руки дотянулись гипноза и гипнотерапии. Об этом я напишу в следующей части.