Привет всем, это Никита Нефёдов! Продолжаю серию интервью с молодыми и пока малоизвестными творческими. Сегодня хочу познакомить вас с Владиславом Безлюдным: прозаиком, поэтом и публицистом, а также основателем веб-лейбла. Но обо всём по порядку...
Твой девиз по жизни?
— Девиза у меня нет. Но есть слоган, который я даже запостил в твиттере. «Я часть той силы, что вечно жаждет зла, и вечно засыпает раньше». Шутки — шутками, но как-то так и есть.
В чём твоя суперсила?
— У меня суперсклероз. Могу забыть что угодно, а потом с удивлением обнаружить это снова. А если из таких, марвеловских, то, пожалуй, быстрое восстановление после тяжёлых состояний, будь то затяжная болезнь или отравление. Вообще, у меня странный организм. Как-то целый год подряд была температура 35.5. При этом самочувствие оставалось в норме. Быть может, в детстве меня назвали Кал-Эл и я с Криптона?
Считаешь ли ты свой путь тернистым?
— Нет. Все мои сложности на творческом пути — следствие собственной лени. Стоило мне проявить хоть чуточку усердия, как вопросы решались сами собой. Так что главным препятствием считаю лень и прокрастинацию.
Главный текст всей твоей жизни на данный момент?
— Пожалуй, трилогия «Из Кармана». Так вышло, что я её начал, чтобы отдохнуть от «долгостроя» — основного проекта. В итоге книга понравилась людям, и я написал продолжение. Сейчас работаю над третьей частью и буду её издавать.
А что за основной проект?
— Основной — «Zero7even», собственно. То, с чего начался мой веб-лейбл. В его рамках я уже издавал киберпанк-роман «Ангелы ренессанса». В той же вселенной будет «Вторжение». Если в общих чертах, то в одной вселенной столкнутся космический Советский Союз, пришельцы, нано-роботы с разумом и люди на других обитаемых мирах. Глобально. Настолько, что я одному читателю даже сделал флаг Союза Советских Социалистических Галактик в натуральную величину.
Последняя прочитанная книга?
— Я искренне пытался перечитывать «О, дивный новый мир». Но на моменте с «сексуальными играми детей» меня снова отвернуло.
Слишком натурально описано?
— Описывалось без подробностей, но в контексте, что это стало нормой. А наши нынешние устои казались людям каменным веком: Как можно малышам мешать этим заниматься?
В твоём основном паблике, в описании группы, написано «Ну очень тайный орден». Что это значит?
— Это шутка насчёт магии. Ну, когда несколько адептов собираются с мыслью, что они что-то такое знают, тайное для всех прочих. И жутко собой гордятся. Вот, у меня с со-авторами та же тема. Ну, и отсылка к масонам, которые до ужаса тайные, но в ложу можно сейчас зайти с фотоаппаратом.
А теперь серьёзно...
С чего началось твоё творчество?
— Я ещё в детстве, лет около четырёх, писал первые рассказы. Потом школа, где моё творчество нравилось учителям. Я писал отличные сочинения, но вот нормальные рассказы и книжки появились намного позже. Первые шаги «в качестве» отнесу к 2008 — 2010. Написав «Карман», я показал его Вячеславу Шалыгину. Тот взял и прочитал, да ещё и похвалил, сравнив с лучшим в жанре автором — Успенским (царствие небесное). Это было неожиданно и очень приятно. Писатель попутно указал на любительские огрехи, и очень мотивировал.
Вячеслав, получается, был твоим первым критиком и мастером?
— Я бы не сказал, чтобы первым. Но его ответ очень вдохновил. В 2014 году у меня был всего один успех — продажа 250 самиздатных экземпляров книги. Ну и пара номинаций на «Писатель года». Дальше сложилось неоднозначно. С одной стороны, я стал писать больше, и несколько лучше. С другой, третья часть «Кармана» отложилась до сегодняшнего дня. Вот, дописываю с новыми силами, идеями и уровнем.
А вообще ты писатель одиночка или входишь в литературные тусовки?
— Я не раз писал в соавторстве. И подумываю повторить. Вообще, отлично отношусь к тусовкам авторов. Это очень круто, когда есть возможность общения и обмена опытом с людьми, мыслящими иначе.
Состоишь ли ты в каких-либо лито, объединениях, клубах? Приглашали ли тебя туда?
— Приглашали, но 99% объединений, куда звали, российские или белорусские. А пока я живу в Украине, особого смысла нет. Точно так же, как меня звали орги на Фанданго, проходящий в Крыму. Но с паспортом РФ, живя в Украине, поехать туда — целый квест. Но скоро планирую сменить место жительства на Беларусь. Будет проще. Перезнакомлюсь ближе с народом. Сейчас вот сотрудничаю с москвичами из Демиоргии. Они по творчеству как раз, снимают видео, делают стримы, публикуют авторские посты и т.д. Помогаю им попутно, создавая статьи, готовя интервью с авторами.
А насколько развито литературное сообщество в твоих краях?
— Неплохо, но клубы очень разрозненные, тематические. Единства не хватает. А создавать для него ещё одну тусовку нет смысла. Народ обособлен. Есть несколько арт-клубов, регулярно проводят «Зелёную сцену» летом и осенью, со свободным микрофоном для поэтов. В арт-кафе можно бесплатно провести творческий вечер и даже собрать в шляпу на кофе-булочки.
Скажи, события последних лет в Украине лично на тебя и твою семью как-то повлияли?
— Да, однозначно. Хотя то, что показывают по ТВ в России, мало похоже на реалии здесь, действительно проблем стало больше. Особенно в плане поездок. Да и родители, живущие в Поволжье, очень за меня волновались в разгар этих событий. Но в моём городе всё прошло на 100% мирно, слишком народ флегматичный.
А, если говорить о культуре и творчестве, изменилось ли что-то в этом плане при новой власти?
— Новая власть решила сделать упор на национальную культуру и язык. Поэтому ввела жесткие квоты на русскоязычную литературу. То есть, это не означает, что ты не можешь писать на русском. Отразилось это на издательствах и читателях. Если какого-то издания нет в украинском переводе, купить его в бумаге будет невозможно.
Так пытались устранить огромный разрыв между продажами книг на русском и украинском языках. Традиционно, книги на мове покупают именно украинских авторов. А вот читать того же Поттера лучше на русском. С другой стороны, переводы фильмов на мову стали отдельным направлением искусства. Я присылал образцы украинской версии «Дэдпула» друзьям в России, они очень смеялись. Знаете, это, как украинские шоу — лучше один раз увидеть.
А сам ты пишешь или читаешь на мове?
— Читаю без проблем, а вот украинская грамматика даётся с трудом. Да и я родился в русскоязычной семье на севере Украины, рядом с границей России. Здесь большинство людей мову понимают, но разговаривают на ней процентов 10. У нас большая разница в культуре и языке между регионами.
В целом, об Украинских событиях что думаешь? Как их оцениваешь лично для себя?
— После распада СССР понадобится много времени, чтобы власти перестали быть временными правительствами, а народ наконец-то понял, как работает настоящая европейская демократия. Пока что очень напоминает бизнес 90-х. Прийти, украсть, уйти, пока не помогли уйти. В стране нет института, готовящего профессионалов. Поэтому и взяться им не откуда.
Политические интриги меня мало интересуют. Я жду, когда украинцы пойдут по пути Швейцарии. Мы можем создать уникальную инфраструктуру для банковской сферы, IT (в стране множество крутых спецов).
И да, я жду двухвекторую внешнюю политику в стране. Нереально дружить с ЕС и враждовать с РФ и наоборот. Мы на стыке двух сильнейших экономических, военных и культурных очагов мира. Думаю, что судьба Украины не в том, чтобы быть разорванной на два куска, а в том, чтобы примирить их между собой.
Ты упомянул, что родители живут в Поволжье. Как часто ты с ними видишься и общаешься?
— В последний раз виделся в 2006. Но планирую навестить в этом году. Сейчас я часто езжу в Беларусь. Хочу поехать ещё в Питер, Москву и к родителям заодно.
Как твоя семья, близкие и друзья относятся к тому, чем ты занимаешься?
— Отлично. Мать с отцом ещё в детстве считали, что у меня получится развиваться в этом направлении. Многие друзья меня читают. Хотя не всё. У меня есть специфические вещи. И меня очень радует, что близкие не пытаются меня хвалить всегда, указывая на явные огрехи и слабые места в работах.
Есть мнение, что творческий человек всегда не от мира сего. Чувствуешь ли ты себя в какой-то степени обособленным от людей?
— От людей — нет. Я с возрастом даже стал больше к ним тянуться. Но связь творчества и определенного склада ума, психики человека, определенно есть. Так уж исторически складывается, что писатели и художники со странностями. То пол-уха отрежут, то с ума сойдут, то в опиумных барах зависают. Мне повезло больше. Вещества не интересуют, шизофрении нет. Но невротик я тот еще.
Расскажи вкратце про «Zero7even». Что это за зверь и с чем его едят? Как всё начиналось и к чему пришло в итоге?
— Начиналось с одноименной книжной серии, в которой из трёх задуманных пока издана одна книжка. Потом я подумал, что делать целый проект под себя любимого как-то глупо. Так появился сайт, лейбл, на котором издавались друзья и коллеги. Подтянулись знакомые печатники из Чернигова. Сейчас времени на это стало меньше, но сайт и лейбл живы, хостинг проплачивается. Им занимается мой экс-коллега по музыкальному творчеству и тоже писатель Андрей Черный.
Изначально задумывалось три книги. Одна — постапокалипсис, вторая по киберпанку и третья сай-фай про упомянутый выше космический Союз. Потом, с появлением лейбла, туда попали мои прочие работы. Добавились книги коллег. Делались два сборника. Третий не вышел, хотя на него были спонсорские деньги. Банально люди затянули с подачей материала, и всё заглохло.
Иными словами, это некая онлайн тусовка разных авторов? И, раз сайт и лейбл живы, то в нём всё ещё могут публиковаться желающие?
— Да, в скором времени займусь этим снова.
Помимо прочего, ты ещё и экс-участник и PR-менеджер киевской электроникор-группы «Mad Essence». Что это за группа, как ты в неё попал, и почему покинул?
— Попал я туда, опять же, в качестве автора текстов. Хотя потом занимался и другими делами. Даже бэк-вокал и крауд-войс кое-где мой есть. Изначально основным стилем был индастриал вперемешку с рэпкором. Мне это нравилось, и я активно участвовал в развитии проекта. Молодость, поклонницы, вяжущие мне шарфики, и делающие тату с названием моей песни.
Это было мило. Но потом я начал перерастать это. Лидер группы сменил жанр, и мы не сошлись во мнении насчёт дальнейшей судьбы группы. Но это не помешало мне спустя несколько лет попасть в пару клипов. Я с радостью пиарю новые альбомы.
Андрей - фронтмен, очень прогрессивный мужик. Поэтому, помимо группы нас с ним связывали общие интересы. В том числе — литературные. Он даже сделал меня второстепенным персонажем своей книги «Total Dream». Я там торгую пиратскими программами для аппаратуры, управляющей снами.
Ахах, вот это камео!
— Отличное. С этим тоже мини-история связана: я торговал дисками на рынке. Там и познакомился с Андреем. Впрочем, CD были лицензионными, всё честно.
Расскажи о своей поэзии. Ты был автором текстов для группы и в твоём паблике я видел стихи.
— Писать стихи я тоже начал в детстве. Только вот поэтом себя не считал. Да, были отдельно взятые работы, за которые не стыдно. Но в целом я больше люблю прозу. Для группы тематика была остро социальной или даже киберпанковой. Вне проекта использовал самые разные тематики.
Сколько примерно стихотворений ты написал?
— Если считать с детства, пару сотен. Но они остались в тетрадках у родителей. В более сознательном возрасте сорок или пятьдесят.
Планируешь когда-нибудь собрать поэтические сливки в сборник?
— Планирую издать их в сборнике с другими авторами. Возможно, сам такой издам. Но не против и присоединиться
А выступаешь со своими стихотворениями? На открытых микрофонах или в сольных выступлениях? Или, может, записывал их в аудио и видео форматах?
— Не записывал. Выступал несколько раз. Самый сложный момент был в литклубе для взрослых. Я и ещё одна девочка 19 лет пришли в клуб, где сидят филологи, преподаватели. Самому младшему сорок пять... И нас там внезапно приняли и похвалили.
Ого, это ли не успех!
— Я допускаю, что «детей пожалели».
Насколько сильно различается подход к прозе и поэзии?
— Кардинально. Если в поэзии я излагаю личные эмоции, чувства, то в прозе создаю отдельные личности. Очень помогает это избавиться от мэрисьюшности. Герою может оторвать обе ноги, его могут убить, и никаких сентиментальных розовых соплей.
Идею о сотворении отдельных личностей внутри себя и их последующей разборке я прочитал у Вадима Демчога. У него очень сложная и интересная техника для актёров. Но она подходит и писателям.
Расскажи про опыт соавторства. Как это работает, и с каким трудностями приходилось сталкиваться?
— Работал я с тремя разными людьми. Проще всего, когда соавтор пишет сценарий, а ты описываешь своими словами его идеи. Второй вариант, когда он делает отдельную часть в рамках проекта. Третий - писать по главам. Последнее хуже всего. Очень заметна разница в стилях. Найти человека, пишущего похоже, сложно. Поэтому выбирал первые два. Выходило удобно.
Не бывало такого, что один из вас начинал перетягивать одеяло на себя?
— Нет, более того, мне приходилось пинать коллег, требуя активности. Но сложно заставить человека делать то, что он не считает делом первостепенной важности. Так и заглох один из романов, который многие ждали. Зато два других успешно дописали.
Есть планы по реанимации заглохшего?
— Есть, но работа предстоит титаническая по масштабам. Очень много текста переработать с учётом новых знаний. Там есть упор на военную составляющую. Нужны консультации с экспертами.
Снова будешь пинать коллег или возьмёшь всё в свои руки?
— Пинать бессмысленно. У людей сейчас работа, свои дела. Им не до того. Придётся медленно, по главам, разбирать завалы.
По поводу экспертов, ты часто консультируешься с реальными людьми, чтобы подтянуть матчасть, или довольствуешься статьями в интернете? Что, по твоему, эффективнее?
— Живой человек всегда объяснит доходчивее любой книги или веб-портала. Поэтому предпочитаю общаться с профи.
Как ты находишь экспертов? Встречаешься с ними лично или обсуждаешь вопросы онлайн?
— Часто они находятся среди друзей друзей. Но бывает, что иду туда, где они обитают. К слову, в группе бета-ридеров ВК есть спецы. Они не только вычитают, но и дадут советы по своей части.
Недавно наткнулся на спор двух авторов. Один говорил, что хороший писатель обязан много читать, а другой, что специально почти не читает, чтобы подсознательно не заимствовать идеи. Что об этом думаешь?
— Думаю, что избежать «чужих» идей нельзя. Живой пример был у меня самого. Я придумал пару интересных фишек для книги. Через два года американцы сняли на одну из них трэш-ужастик. Нет, идеи не были выложены в сети. Ноосфера?
А может, телепатический плагиат. Ты сам много читаешь?
— В сети очень много, в бумаге почти перестал. Намного удобнее делать это прямо из браузера или программы для ПК/смартфона. Читаю молодых коллег. Иногда пишу им отзывы. Работая в паблике современной культуры, отбираю интересных ребят для бесплатных публикаций. Разумеется, читаю выборочно их творчество. Иногда очень нравится. Иногда сижу с фейспалмом. В общем, как повезёт.
Какие у тебя отношения с критикой?
— Буквально года полтора назад я воспринимал её очень болезненно. Был случай, когда одну мою работу поругал человек, которого я знаю лично. Поругал в комментариях, поленившись изложить, почему книга "г". Тогда я расстроился и обиделся. Позже собрал отзывы посторонних, получил по сумме 4 из 5, и успокоился. Это нормально, что кому-то моё творчество не нравится.
К счастью, негативные комментарии единичные. К примеру, "Ковчег" поругали за то, что россияне там пьют. Но пьют там отдельные категории людей, маргиналы по сути. При этом, в том же "Ковчеге" есть самопожертвование и дружба народов.
А сам по другую сторону баррикад часто бываешь?
— Я не люблю ругать. Да и критик из меня так себе. Я до ужаса субъективен в оценках, что давно уже за собой заметил.
Насколько силён твой внутренний цензор?
— Иногда мне кажется, что он работает посменно, сутки через трое. Если уходит на выходные, то всё плохо.
У тебя есть несколько пабликов, помимо основного, для «Лампового похода», для «Zero7even», для «Кармана». Зачем так много?
— Zero7even я решил оставить именно для лейбла. Карман и Лампа отдельные проекты, в рамках которых будут создаваться ещё работы. А вот паблик моего творчества более универсален. Он для всех объявлений о моих работах, статьях и релизах.
Получается, некое разделение аудитории между собой? Фанаты Лампы здесь, фанаты Кармана тут. Если им интересно будет и другое, то вот вам и общий узел?
— Да, для этого делаю репосты. Есть несколько фанов, читающих всё. Но есть и те, кому интересны только Карман и Ковчег или только Лампа. Ковчег и мою смешную альтернативную историю «Альтернация» читают почти все.
У тебя уже есть сложившаяся аудитория, отдельные фанаты или тролли/хейтеры?
— Хейтеров нет. По той простой причине, что я мало себя рекламирую. Фан-база собиралась из сторонних пабликов, которые выкладывали отрывки. Делали они это бесплатно, считая уровень контента достаточно высоким. За что им спасибо.
Ведение пабликов помогает находить аудиторию или больше отвлекает от работы?
— Паблики никак не отвлекают. Проверено. Насчёт находить аудиторию, здесь сложнее. Нужно несколько источников. Во-первых, свои группы. Их можно пиарить через друзей и через паблики на 30 - 40 тысяч участников. Это дёшево. Лучше всего работает сарафанное радио. Потому что бесплатно, и точно получишь читателя.
Во-вторых, нужно мотивировать народ. Просто написать где-то, что ты пишешь книгу — наивно. нужно долго и настойчиво делать вбросы интересных цитат. По ним будут приходить те, кому "зашёл" твой стиль. Мотивировать - конкурсами и призами. Я, к примеру, делаю мерч. Помогает.
Встречался ли ты с читателями оффлайн?
— Да, встречался. Презентацию делал. Даже ездил в Киев вручать девочке книгу с автографом.
Презентацию ты делал сам? Как это было?
— Мне предложили выступить перед народом в арт-кафе. Там такие презентации проходят регулярно. Первый блин получился почти комом. Часть публики - люди, не знавшие о мероприятии. Причина - не было рекламы. Но даже им я продал несколько экземпляров.
Позже, спустя несколько месяцев я узнал, что среди покупателей были люди, распространившие книгу в массы. Так меня прочитал, например, весь коллектив детсада. Это куда важнее, чем получить пару баксов на продаже бумаги.
Книжку читали в банках, кафе, больницах, люди, никогда меня не видевшие. Это чертовски круто. Вложения в печать я отбил и вышел в плюс. Так что опыт позитивный.
Ты писатель, поэт, копирайтер, руководитель веб-лейбла, админ в Демиоргии, участник музыкальных проектов, у тебя уже немало произведений в библиографии. Как ты всё успеваешь и успеваешь ли?
— Вот тут сложнее. Иногда я вообще ничего не успеваю, и дело не в наличии времени. Тут нужно им грамотно распоряжаться, действовать по плану. Я человек совершенно не упорядоченный и не системный. Если сам себя взял в ежовые рукавицы, то за день и работу сделал, и книгу дописал, а через два часа сижу в автобусе на Минск. Это из недавнего опыта.
Актёры жаждут Оскар, учёные — Нобеля, а к чему в плане литературы стремишься ты?
— Мультфильм или экранизация. Но и от «Хьюго» я бы не отказался. В фантастике это топ-премия, так что выше только небо. Выше только звёзды.
И последний вопрос: представь, что у тебя есть пять минут в прямом эфире перед всем миром. Что бы ты сказал людям?
— То же, что говорю всегда. О том, что нужно бороться не друг с другом, а с тем, что нас разъединяет. И пожелал бы каждому, чтобы его мечта сбылась, также как моя.
Интервью подготовил Сказочник-Фантаст
На вопросы отвечал Гражданин Мира
Пишите в комментариях, понравилось ли вам интервью и о чём бы вы сами спросили Влада. Если вам понравился материал, ставьте лайк, а если очень понравился, то делитесь ссылкой с друзьями. Кстати, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить ничего интересного)
Читайте также:
«Я написала — и ещё напишу!» — интервью с поэтом Яной Никиташ: о том, каково держать в руках свою первую книгу, о важности профильного образования и стихотворчестве, как оно есть.
«Тем, чем задумывалось, мы не стали. Стали тем, что нужно» — интервью с музыкантом Машей Перфильевой: о музыке, путешествиях и отношении к жизни.