Банки тестируют услугу по выдаче наличных на кассе магазинов при условии совершения покупки за безналичный расчет. В проекте заинтересованы платежные системы, которые хотят увеличить безналичный оборот. Банки смогут оптимизировать затраты на сети банкоматов и заработать на эквайринге.
Детали. Крупнейшие российские банки хотят распространить пилотный проект по снятию наличных в кассах магазинов на всю Россию, сумма снятия за один раз составит до 3 тыс рублей, сообщил РИА Новости вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков.
Как пояснил Войлуков Frank Media, с этой инициативой изначально выступили платежные системы, их цель – стимулировать безналичный оборот. "Для граждан это возможность получать в торговых точках небольшие суммы денег", - добавил Войлуков.
Ограничение по сумме снятия нужно с точки зрения безопасности. Лимит в размере 3 тыс рублей платежные системы установили для бесконтактной оплаты: покупателю не нужно вводить пин-код при покупке на сумму меньше этой.
Экономика проекта. Логика проекта предполагает, что покупатель не платит комиссию за снятие наличных со своей карты в кассе магазина, хотя руководитель отдела продуктов по управлению денежными потоками Райффайзенбанка Алексей Крохин говорит, что решение о комиссии с держателя карты эмитенты принимают индивидуально.
Единственное условие для снятия наличных - это совершение покупки на любую сумму. "Пока нет необходимого минимума трат для получения наличных, но не исключено, что он появится", - говорит Войлуков.
В случае отсутствия комиссии за снятие у банка-эмитента нет прямого заработка в рамках этого проекта. Но с помощью этой опции банки могут оптимизировать затраты на банкоматные сети, увеличив географию присутствия и охватив точки в удалённых регионах, говорит Войлуков. Также банк зарабатывает на эквайринге с тех транзакций, который покупатель делает для того, чтобы снять наличные.
Магазины же получают больше покупателей, и не только. Как рассказывает источник Frank Media в одном из банков-участников проекта, торговая точка получает дисконт по уплачиваемой банку эквайринговой комиссии за счет преференций со стороны платежной системы, которая таким образом стимулирует эти платежи.
Банки-участники. Пилот тестируют уже несколько крупных банков: Сбербанк с проектом "Покупка с выдачей", "Русский Стандарт" с проектом "Наличные с покупкой" в сообществе магазинов под брендом "Фасоль". Также о своем участии Frank Media сообщили в Райффайзенбанке, а о разработке проекта - в Альфа-Банке. Росбанк планирует присоединиться к новому сервису в качестве эмитента, то есть его клиенты смогут снимать наличные при совершении безналичной покупки по карте.
В пресс-службе Русского Стандарта сказали, что снять в магазинах можно суммы, кратные 100 рублям, но не больше 5 тыс рублей. "Наибольший интерес к подключению услуги выразили торговые сети сегмента food retail: удобно заскочить в магазин по пути и снять наличные при совершении покупки. Также есть интерес со стороны ресторанов, где часто требуются наличные на чаевые, такси",- добавили в банке.
Райффайзенбанк также предоставляет возврат в пределах 5 тыс рублей по своим картам MasterCard. "Банк планирует подключать сервис у крупных сетевых клиентов с существенным количеством торговых точек - от 10", - сообщил Крохин из Райффайзенбанка.
С торговыми сетями планирует работать и Альфа-Банк. По мнению руководителя дирекции развития эквайринга Дениса Хренова, сервис будет востребован в небольших торговых сетях, торгующих продовольственными товарами, преимущественно в малых городах или поселках, где недостаточно банкоматов в свободном, круглосуточном доступе. При этом банк не видит в качестве целевого ориентира привлечение несетевых ритейлеров.
Вывод. Войлуков говорит, что реализация этого проекта не потребует внесения поправок в законодательство. В то же время необходимо узнать позицию Роспотребнадзора, не является ли совершение покупки для возможности получить наличные навязываемой услугой. АБР направила запрос в ведомство.
Татьяна Алешкина
Хотите знать, что на самом деле происходит в банках? Подписывайтесь на наши каналы в Дзене и Telegram.