Рядом с правительственной школой в католической деревне продолжала существовать тайное школьничество, где обучение происходило по польским книжкам. только в Гродненском уезде в 1884 полиция разоблачила 27 таких школ. Борьба правительства с нелегальной образованием полицейским методами не могло принести успеха, так как эти школки были тесно связаны с церковью и религиозной верой сельчан.
Настоящим католиком, по расширенных среди крестьян представлений, мог стать только тот, кто научился самостоятельно читать молитвенник. В апреле 1892 правительство издало специальные правила, согласно которым организация тайных школ угрожала высокими денежными штрафами и даже тюремным заключением (до трех месяцев). Но, по результатам переписи 1897 г. много крестьян-католиков умели читать и писать по-польски. Причем в переписных листах они часто обозначали, что научились польской грамоте в костеле.
Перепись населения Российской империи 1897 засвидетельствовал, что население, которое предоставило родным языком белорусский, было преимущественно крестьянским и значительно уступала другим языковым сообществам края согласно удельного веса грамотных. Среди белорусов шестерых губерний (Виленской, Витебской, Гродненской, Могилевской и Минской и Смоленской) грамотными были 807 796 человек, или 14,7% их общего числа.
Число грамотных среди всех жителей пяти губерний составляло 2223460 человек (22,1%). Для сравнения, грамотных среди тех людей, что записанные поляками, насчитывалось 184464 лица (42,7% от общей численности этой этнической общности). Наиболее образованным было населения Гродненской губернии 29,2% грамотных, вслед за ней шла Виленская 28,8%. На последнем месте по этому показателю находилась Могилевская губерния 16,9% грамотных, в Витебской 24,6%, в Минской 17,8%, в Смоленской 17,3%.