Мои предыдущие тексты и обзоры в основном касались только мужской джинсовой моды и её истории.
В этом небольшом обзоре я бы хотели кратко коснуться того, как начала развиваться женская джинсовая, даже несколько шире, брючная мода и какого массового распространения она достигла сегодня.
Есть города, например, очень тусовочный Тель-Авив, где почти вся женская часть населения носит в основном исключительно джинсы , брюки и их производные (шорты, т.д).
На тему "Женская мода и брюки" написаны тонны исследований. Я только обозначу наиболее значимые факты и определяющие персоны в этой теме.
А всё начиналось очень давно, до нашей эры. О чём свидетельствую культурные артефакты, например, древнегреческий экземпляр вазы для благовоний из Британского музея, датируемый прим. 470 годом до н.э.. На нём по мнению историков изображена амазонка в брюках.
Последующая более чем двух с половиной тысячелетняя история умалчивает о том, что брюки были как-то применимы в женской одежде и моде. Женские панталоны с полуэротических картин Фрагонара и Ватто не в счёт, они там скорей один из изобразительных элементов, сопутствующих любовным играм.
Только в 19м веке начинают не без трудов и очень робко устанавливаться кое-какие новые стандарты в женской моде, связанные с брюками. Конечно, на это влиял тогдашний подъём движения, связанного с эмансипацией женщин, расширением их прав и свобод в развитых европейских странах, Франции и Великобритании в особенности.
В 1851 году американка и борец за права женщин Amelia Bloomer первой продемонстрировала некий гибридный наряд, в состав которого входили брюки, шокировав консервативную американскую публику (примерно в это же время Леви Стросс призадумался о пошиве парусиновых штанов для шахтёров и золотокопателей).
Борьба за права женщин постепенно нарастала и в Европе. В Лондоне в 1881 году даже было организовано общество Rational Dress Society, которое декларировало значительные послабления в женской одежде и моде.
Любопытный факт: бурно развивающаяся российская культура серебряного века тоже оказалась причастна к новым тенденциям в женской моде. Эскизы и дизайн костюмов в балету Римского-Корсакова "Шехерезада" Льва Бакста
оказали существенное влияние на новаторскую эстетику в моде , которую начал развивать французский дизайнер Paul Poiret в начале 20го века: брюки в женской моде.
Продвинутые дамы в Европе практикуют новые для них outdoor activity: велосипеды, игры, езду на лошадях, прочий активный досуг, предаваясь которому комфортнее себя можно чувствовать, будучи в брюках.
Меж тем в Штатах нарастала популярность одежды из денима, которая пока ещё пребывала в категории рабочей одежды для мужчин. 1я мировая война стала событием, когда брюки стали рабочей одеждой и для женщин: им приходилось активно заменять мужчин на заводах пока те воевали. Постепенно брючная мода стала проникать в периодические издания типа VOGUE, на страницах и обложках которых стали появляться соответствующие фото и рисунки.
В годы после Великой депрессии начал активно развиваться отдых американского среднего класса с восточного побережья на ранчо Дикого запада. Levi Strauss Co. в 1934 году выпускают 501ю модель для женщин. Кинозвёзды Кэтрин Хёпберн и Марлен Дитрих были яркими пропагандистками брючного и джинсового стиля.
В следующую войну, 2-ю мировую, когда многим женщинам снова пришлось становиться рабочими, если и было не до моды, но вполне было дело до удобства в рабочей одежде. Деним был тем материалом, из которого она в основном шилась.
После 2-й мировой в Штатах началось стремительное распространение джинсовой моды. Рабочая одежда становиться уже casual clothing - одеждой для отдыха, мало пока меняясь в дизайне.
Кинозвёзды (Мерлин Манро - самая яркая из них) становятся яркими пропагандистками нового стиля.
В 60е-70е прошлого века женская джинсовая расцвела в полную силу, появилось многообразие кроев: bell bottom , slim, skinny и т.д. с обилием дизайнерских решений, в том числе и от ярких представителей высокой моды.
В CCCР, как и в Штатах, наши женщины начали носить брюки по время ВОВ. Многие и служили и воевали. Понятно, что галифе были одним из видов и женской одежды. В оттепель брючная женская мода начала приживаться.
Журнал "Крокодил" - не только сатира , но и зеркало социальной жизни, в т.ч. тенденций в моде СССР 1960-70-х. Перелистав номера периода 1965-1978 годов, я нашёл там массу карикатур, отражающих то, что теперь зовётся street wear и что было модным в Оттепель и времена застоя.
Такова вкратце джинсовая женская история.