Мне не зря вспоминался всю последнюю неделю Диомид Дзюбан.
Этот "киллер" как раз являлся одной из фигур во внутриклановых разборках внутри РПЦ.
Началось это еще давным-давно, но начнем где-то с середины.
2008 год.
17.07.08 епископ Чукотский и Анадырский Диомид выступил с Обращением, в котором предал анафеме Патриарха Алексия II, а также митрополита Кирилла (Гундяева), его предшественника на посту председателя ОВЦС митрополита Филарета «и всех их предшественников. Обращение также извещало, что на время разрешения догматических и канонических вопросов Диомид намерен перевести на самоуправление Чукотскую епархию Русской православной церкви, «то есть с ведением дел вне подчинения еретическому священноначалию»
В отношении решения прошедшего Архиерейского Собора Обращение гласило:
«Все решения прошедшего Архиерейского Собора, в том числе о лишении меня священного сана, признаю не имеющими канонической силы ввиду открытого исповедания участниками этого Архиерейского Собора основных положений ересей цареборчества, экуменизма и глобализма, а также в виду грубых нарушений 74-го Правила святых Апостолов и 28-го Правила Карфагенского Собора, регламентирующих процедуру проведения церковного суда».
На следующий день подлинность Обращения была подтверждена окружением епископа Диомида, а также им самим.
Газета «Аргументы недели» от 17 июля 2008 года предполагала:
«Говорят, что епископа Диомида негласно поддерживает наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон. Он считался до недавнего времени духовником самого Путина. Кроме того, ему симпатизируют определенные силовые круги. И вот почему. По слухам, „бунт“ епископа Диомида направлен против той либеральной части руководства РПЦ, которая близка по духу президенту Д. Медведеву. Прежде всего это митрополит Кирилл. Но, похоже, Диомид слишком увлекся и задел фундаментальные интересы всего церковного руководства. В том числе и Патриарха Алексия II. В результате „бунт“ был жестоко подавлен и цели его „планировщиков“ не достигнуты. Позиции митрополита Кирилла укрепились не только внутри РПЦ, но и в окружении Д. Медведева».
По большому счету мы и видим, спустя время. Алексий болел и в Кремле считали дни. И вот наши премьер и президентом, как бы они не были дружны, хотели протолкнуть каждый своего кандидата. Скорее всего, Диомид должен был взорвать ситуацию, дискредитировать Гундяева, рвущегося к престолу, но сработав топорно и грубо, он просто устроил клоунское анафемствование Патриарха и Гундяева.
Что было дальше мы помним - Гундяев стал Патриархом. Тихон проиграл. Партия Медведева выиграла.
А что же Гундяев? Забыл на 11 лет? А вот и нет
Сегодня новость пришла от "Новой газеты"
https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/07/13/81226-bitva-pod-lubyankoy
«Новая» неоднократно писала (можно почитать тут, вот тут и здесь), что наиболее вероятным кандидатом на патриарший престол в современной РПЦ является митрополит Псковский Тихон (Шевкунов). Вхожий в самые высокие кабинеты Кремля и Лубянки, имеющий репутацию «духовника президента» (которую ни Тихон, ни Путин не подтверждают, но и не опровергают), создавший образцово-показательные Сретенские монастырь и семинарию (с такими же образцовыми издательством и хором), аккумулировавший миллиарды спонсорских и бюджетных рублей на строительство по всей России грандиозных «исторических парков», приобщающих россиян к «правильной» идеологии, этот иерарх проник в дома и души миллионов людей своим бестселлером «Несвятые святые» — самой многотиражной православной книгой за всю советскую и постсоветскую историю. Казалось, уже ничто не остановит взлет «лубянковского архимандрита», ставшего Псковским митрополитом, к самым вершинам церковной власти.
Но слишком хорошо знающий цену этой власти патриарх Кирилл решил повернуть вспять естественный ход истории.
Решение провести заседание Синода РПЦ (впервые в истории!) на отдаленном и изолированном острове Валаам не предвещало ничего хорошего. Синод собрался 9 июля в великолепном храме Свято-Владимирского скита, доступ на территорию которого весьма ограничен и контролируется ФСО. Дело в том, что исторически на Валааме такого скита не было. Он был построен уже в XXI веке в честь небесного покровителя Владимира Путина — св. равноапостольного князя Владимира — у сравнительно отдаленной и хорошо защищенной бухты Валаамского архипелага. Помимо храма на территории обители выстроены два больших коттеджа в скандинавском стиле: один для президента, другой, поскромнее, для патриарха. Примерно раз в год здесь проходят самые доверительные встречи двух голов российского орла.
С целью «оптимизации» системы духовного образования Синод перевел в Петербург ректора созданной Тихоном Сретенской духовной семинарии, расположенной в одноименном монастыре на Лубянке, и назначил и.о. ректора архиепископа Верейского Амвросия, который одновременно является ректором Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. Более того, специальной комиссии во главе с Амвросием поручено до 1 августа представить патриарху «проект оптимизации» Сретенской семинарии и Московской академии, проще говоря — поглощения семинарии академией, которая стремится переехать в Москву и овладеть богатым наследием Тихона.
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов так прокомментировал случившееся у себя в твиттере: «Патриарх Кирилл почувствовал угрозу. У митрополита Тихона «оптимизируют» его детище — Сретенскую духовную семинарию. Следом пройдет и «оптимизация» Сретенского монастыря. Грубовато, Ваше Святейшество, грубовато…»
За десять лет управления РПЦ патриарху Кириллу удалось почти полностью сломить очаги оппозиции в церкви и выстроить жесткую вертикаль власти — пожалуй, более жесткую, чем в путинской России в целом. Никто из его окружения не смеет перечить ему. «Он уничтожает все живое в Русской церкви!» — восклицает на условиях анонимности источник в Московской патриархии. Находящийся в глубокой опале бывший профессор Московской духовной академии о. Андрей Кураев замечает, что при решении вопроса о судьбе Сретенской семинарии и Московской академии патриарх вообще ни с кем не консультировался: не было заседаний Ученых советов академии и семинарии, не собиралась «профильная» комиссия Межсоборного присутствия РПЦ. «Уж сколько в XIX веке Академии боролись за свою самостоятельность! И вот всякие ее остатки растоптаны», — сокрушается Кураев. Он также замечает, что «оптимизация» отсечет от бывшей Сретенской семинарии многих спонсоров, «адресно» помогающих только митрополиту Тихону.
Новость собственно такая. Внутри РПЦ грызутся вожди. Бывший агент КГБ и духовник бывшего полковника КГБ и Директора ФСБ участвуют в схватке. А под ними толпами бывшие агенты КГБ в рясах, отставники КГБ, ФСБ, НКВД в монастырях, идеологи, чекисты, архимандриты госбезопасности, участники чекистско-вертухайской церкви, в которую выродилась РПЦ.