Задорная эпоха досталась нам! Мы, сегодняшние, проскочили перелом веков, ринулись в новое тысячелетие. И есть определённая любопытная (с моей точки зрения) деталь в нашем с вами эпохальном путешествии в будущее. Вокруг нас появляется множество сложных вещей, они обеспечивают определённый уровень цивилизационного развития – всё, от средств персональной коммуникации до сложных технологических производств. Растёт количество людей, умеющих пользоваться всеми этими сложными штуками. Смартфоны, программируемы станки, хирургические роботы и многое другое – всё это требует не только умения пользоваться, но и определённого обслуживания. Замкнутые циклы производства и имеющиеся уже построенные мощности позволяют ремонтировать и восполнять вышедшие из строя звенья производственных цепочек. Не полностью, не везде, но далёк ли тот момент, когда человечество достигнет нужной степени технологической насыщенности и самодостаточности?
Тут-то и кроется та самая деталь, о которой я упомянул вначале. Всегда ли, умея пользоваться вещью, мы точно знаем, как она работает? На каких физических принципах построена? Вроде бы оно и не сильно надо: работает себе и ладно. В чём проблема-то? Но давайте немного фантастически позанудствуем, ага? А что если эта чертовски соблазнительная идея завоюет вот прямо всех? Всех-всех. Возьмёт верх в мироустройстве человеческом. Это ведь удобно, когда работает и ладно. Только вовремя заряжай. Меняй запчасти по схемам. Имеющийся технический задел и отсутствие дальнейшего стимула к существенному цивилизационному прогрессу прямо-таки подталкивает к переходу от созидания к потреблению имеющихся благ. С каждым поколением уменьшается количество людей, способных создавать новые инструменты (инженеры), зато в прогрессии увеличивается число тех, кто умеет пользоваться и обслуживать (операторы). Вырастить, подготовить, выучить созидателя слишком затратно в современной парадигме. Да и зачем? У нас есть практически всё что нужно, вопрос только в количестве и качестве доступных благ. Так ведь?
Вот и получается, что медленно, незаметно, соотношение количества операторов и инженеров меняется. Последних становится всё меньше. Как скоро наступит такой момент, когда человечество столкнётся с тем, что все умеют пользоваться, но не умеют создавать? В некоторым смысле сценарий фантастический, не спорю. Но ведь почти каждому приходилось слышать от своих детей-школьников их любимое: «Ой, да зачем нам это учить?! Мне это никогда в жизни не пригодится!» И современная система образования всё более потакает подобному нытью, каждое следующее поколение – более практики, нежели теоретики. Сейчас лишние знания ни к чему, им в эпоху информационного общества просто нет места. И ведь что обидно! Человечество поколениями накапливало знания, веками изучало окружающий Мир. Разве мы не должны бережно хранить эти знания? Согласен, может быть, от некоторых из них мало практического толка. Но разве мы не люди нового тысячелетия? Без этих знаний чем бы мы отличались от людей прошлых эпох?
Однако ж неисповедимы пути рода человеческого. Остаётся надеяться, что подобный сценарий – лишь домыслы и глупые опасения.