Найти тему

Впечатление на всю мою жизнь

С того дня уже прошло более 20 лет. Но эту встречу я вспоминаю до сих пор. Ведь я первая и последняя среди младших потомков нашего семейства, кто видел этого ветерана войны, ветерана с нелёгкой судьбой и непростым характером. Этот ветеран - мой прадед.

Прадедушка Василий Карпович
Прадедушка Василий Карпович

Я так и не помню, что это был за день, но точно помню, как в воздухе пахло весной, а на березе во дворе вовсю распевал скворец. Мама привела меня за ручку в бревенчатый дом. Он до сих пор стоит на своем месте на живописном берегу реки. В доме все уже занимали места за столом. На стуле у входа сидел Василий Карпович - мой прадедушка. Сейчас, вспоминая то, как он был одет, прихожу к мысли, что это был День Победы. Серый пиджак деда Васи украшали наполированные медали.

Я до сих пор помню золотых зайчиков, которых они  пускали по стенам. Я улыбнулась ему, на что в ответ услышала: «Какая правнучка у меня растет!». Мне хоть и было года 3-4 отроду, но уже аналитически мыслила: сразу про себя отметила, что на него внешне очень похож его сын – мой дедушка. А с годами выяснилось, что у них ещё и характер тот же: строгий, крутой норов. Мама рассказывала, как дед Вася мог наказать её с братом за то, что они на сенокосе от граблей нечаянно отломали пластмассовый зубец. Поэтому весь хозяйственный инвентарь берегли всей семьей, и скрывали от прадеда все поломки. С моим дедом Женей немного проще - он просто громко ругался на  меня за то, что я съедала всю черную рябину, оборвав с нее целые ветки с плодами (почему-то я решила, что так удобнее кушать). С дедушкой-то всё понятно - наследственность, гены, а с прадедом всё сложнее... Его твердость и жесткость закалились войной.

Когда началась Великая Отечественная, дедушке было 16 лет. Его родной поселок немцы оккупировали в 1941-м. Враги сразу начали чистку населения. Они облюбовали заброшенное здание тюрьмы и загоняли туда всех пленных. Немцы не щадили ни стариков, ни детей – всех готовили к депортации в Освенцим и на каторжные работы. Не миновала эта участь и моего прадедушку. Он попал в плен вместе с остальными жителями посёлка и провел неделю в заброшенном здании тюрьмы. В душном и темном помещении было невозможно спать, кормили раз в один-двое суток, да и то те помои с трудом можно было назвать едой. Тем не менее, энтузиазм 16-летнего юноши не угасал: подружившись с мальчишкой постарше, подговорил того на побег. Их спас счастливый случай. Пока эсесовец ходил в другом конце коридора, прадедушка с товарищем наконец решили воспользоваться невнимательностью вражеского солдата. Они выбежали на улицу, пока дверь была не заперта. Тот день как раз оказался  базарным, поэтому смешаться с толпой и потеряться из виду было плёвым делом. В той тюрьме было столько людей, что их пропажи немцы даже не заметили, поэтому мальчишек никто и не искал. От греха подальше прадедушке пришлось скрываться в деревне неподалеку от посёлка. Там он жил в течение двух лет, до совершеннолетия. А всех пленных увезли в Освенцим, и оттуда никто не вернулся…

-2

1943 год. Началась фронтовая жизнь рядового Денисенкова. С ним во время военных действий произошло немало фатальных случаев, в результате которых он оставался невредимым. Как-то решили они с боевым товарищем раздобыть кукурузы в поле. Да только наткнулись на ржаное. Но ребята были точно уверены, что кукурузное неподалеку. Они ходили вдоль и поперек больше часа и в конце концов заблудились. Тут на горизонте замаячил солдат с ружьем. «Наш», - подумали они и смело двинулись в сторону бойца. Прадед окликнул его, а тот оказался немцем! Долго же они удирали от пуль, прячась в зарослях этой проклятой ржи. Запыхавшись, прибежали к сослуживцам, не получив даже царапинки.

Спустя полгода Василия Карповича по распределению отправили на Белорусский фронт. Весь гарнизон дружно загрузился на поезд и под стук колес и задорные песни двинулись в пункт назначения. На границе неожиданно началась бомбёжка. Немецкие самолеты уничтожили почти весь состав, кроме нескольких вагонов – из-за обстрела они отцепились и отстали.  Благодаря этому незначительная часть солдатов и уцелела. В одном из этих вагонов находился прадедушка.

-3

Победу Василий Карпович встретил в Румынии в Бухаресте. Он моему деду рассказывал, как с красноармейцами они палили из ружей и пистолетов в небо так, что прострелили все троллейбусные линии!

А вообще войну он прошел без ранений, получил лишь лёгкую контузию.

Таков он, дедушка Вася - удивительная судьба, стойкий характер, и впечатление на всю мою жизнь.