Найти тему
Борис Борисович

Что лучше: школа или колледж?

В этой статье я бы хотел разобрать такой важный вопрос как что лучше: поступление в 10 класс или поступление в колледж (техникум)?

Чтобы быть максимально объективным, начну с истории системы среднего профессионального образования (далее СПО) и начального профессионального образования (далее НПО) в России.

Система СПО получила своё развитие ещё в начале 30-х годов прошлого века в СССР, и была рассчитана на производство кадров именно рабочих профессий. Такая система была достаточно популярной пока система высшего образования не стала более приоритетной. в связи с чем популярность СПО и НПО начала потихоньку угасать. Названия организаций НПО И СПО были разные, в зависимости от групп специальностей : ПТУ (профессиональные технические училища), техникумы или просто училища. Главной особенностью было то, что после 2-5 лет обучения можно было сразу пойти работать. Выпускали специалистов в разных областях: от архитекторов и поваров до учителей труда и артистов. После окончания можно было поступить в ВУЗ по сокращённой программе.

После 1992 года все СПО и НПО переименовали в красивое слово "колледж", тем самым отправив под одну гребёнку и ПТУ и техникумы. После этого всех, кто поступает в колледж, стали красиво именовать "ПТУшники". По России,а особенно в Москве, сложился стереотип что все двоечники поступают в колледжи после 9 класса, а отличник и хорошисты идут в десятый класс. В 2007 году автор данной статьи почувствовал это на себе. Когда я поступал в педагогический колледж, на меня смотрели так, словно я спускаю свою жизнь в канализацию и совершаю главную ошибку своей жизни. В то время поступить в колледж было достаточно легко, достаточно было просто сдать внутренние экзамены, которые проходили в очень простой форме. Чтобы не поступить нужно было просто не придти. Остальные мои одноклассники перешли в 10 класс.

Спустя 12 лет обстановка в системе СПО кардинально изменилась. После колледжа я поступил по сокращённой программе в университет и закончил его за 3 года (выпустился одновременно со своими одноклассниками) и теперь сам работаю преподавателем в колледже. Ситуация сейчас совершенно иная: многие школьники после 9 класса идут учиться в колледж и в школах количество обучающихся в 10-11 классах сокращается (например "А" и "Б" классы объединяют в один). В колледжах практически не проводятся вступительные испытания (разве что на творческие специальности) и решающую роль играет средний балл аттестата. Документы вообще подаются через портал госуслуг (по крайней мере по Москве). Конкурс серьёзный, например в моём колледже в прошлом году на специальность "Издательское дело" средний балл был 4,7. Участие в конкурсе профессионального мастерства WorldSkills только повышает престиж СПО. Многие колледжи заключают договоры с ВУЗами для того чтобы выпускники могли пойти учиться по сокращённой программе (а значит без ЕГЭ).

Теперь поговорим о школе. Обучение в 10-11 классах подразумевает подготовку к "финальному боссу" в лице ЕГЭ. В школах Москвы сейчас проводят много разных проверок знаний, например диагностики МЦКО, ВПР и другие виды удовольствий (может быть появилось что-то ещё), поэтому школьнику не соскучиться. Каждый старшеклассник имеет мечту поступить в ВУЗ на бюджет и порой специальность не имеет значение, ведь бюджетное место сравнимо с покорением Олимпа. На мой взгляд, в старшей школе главным мотиватором является страх не сдать экзамен на нужное количество баллов, что является не самой благоприятной средой для подростка. Прибавьте сюда внутренние конфликты и первые серьёзные чувствалюбви, что является не самой благоприятной атмосферой для подготовки к экзаменам. Если вы или Ваш ребёнок уверены в хороших результатах ЕГЭ. смело идите в 10 класс. Если же вы хотите чтобы ваш ребёнок миновал ЕГЭ и получил востребованную профессию (сейчас все профессии в колледжах востребованы, ненужные исчезают, постоянно появляются новые), выбирайте колледж.

Лично я считаю что колледжи сейчас переживают своё второе рождение, учитывая что образ ПТУ рассеивается, а главное колледжи приобретают автономность от стереотипа "посредник между школой и ВУЗом".

Если Вы дочитали эту статью, выражаю свою благодарность. Прошу сильно не прессовать меня, впервые пишу статью. Жду Ваши комментарии, буду рад ответить на вопросы.