Божественное провидение
В детстве будущий художник проявил замечательный талант к пению и в 12 лет стал певчим в хоре мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, а пенсион дал ему возможность параллельно обучаться в гимназии. Через пять лет юношу исключили за неуспеваемость. Опечаленный этим событием, Альфонс поехал домой в Иванчице, а по дороге заехал навестить друга, который жил в городке Усти-над-Орлице. Именно здесь он увидел фреску, написанную местным жителем, и решил стать профессиональным художником.
В 1879 году 19-летний Муха становится учеником художника-декоратора в венской театральной компании Kautsky-Brioschi-Burghardt.
Истоки стиля
Особенно нравился Мухе художник Ганс Макарт (1840−1884), признанный лидер художественной жизни Вены. Помимо живописи, Макарт, которого называли «волшебником цвета», мастером аллегории и исторического жанра, занимался дизайном интерьеров, мебели, костюмов, его работы украшали многие общественные места.
Судьбоносный портрет
В 1881 году венский Рингтеатр, основной заказчик театральной компании Kautsky-Brioschi-Burghardt, сгорел. Муха сел на поезд и уехал на север. Городок Микулов, расположенный между Веной и Брно, стал его следующим прибежищем.
В местной книжной лавке Муха поместил на продажу портрет с весьма занятной подписью: «За пять гульденов в отеле „У льва“», имея, конечно же, ввиду, что любой желающий может сделать у него заказ портрета за эту цену. Однако недвусмысленность подписи и изображения — а на портрете красовалась жена местного врача — привлекла внимание графа Эдуарда Куэна Беласи. В итоге он познакомился с Мухой, оценил его талант, и сделал заказ. В сентябре 1885 года Альфонс Муха приехал в Мюнхен. Граф оплатил его обучение в Академии художеств, а позже — учебу в Академии Жюлиана и Академии Коларосси в Париже.
Париж: иллюстрации, фотографии и фисгармония
В 1890 и 1891 годах Альфонс Муха работал на еженедельный журнал La Vie, печатавший романы с продолжением, и вскоре его работа попала на обложку издания.
Еще одним увлечением художника стала фотография. Муха купил свою первую фотокамеру, способную делать снимки 10×15 см, и стал использовать ее не только для съемки себя и друзей, но и фотографирования моделей в нужных ему позах.
Великая Сара Бернар
Знаменитая актриса Сара Бернар после очередного мирового турне вернулась в Париж и решила вложить деньги в собственный театр. Однажды для возобновленного показа спектакля «Жизмонда» не были вовремя заказаны афиши. Обнаружилось это на второй день после Рождества, и вышло так, что в типографии Лемерсье от «горящего» заказа отказались все, кроме Альфонса Мухи.
Результат привел в ужас де Брунхоффа, руководителя типографии Лемерсье, и в восторг — саму Сару Бернар. После знакомства Сара Бернар предложила Мухе контракт, по которому он становился декоратором и художником по костюмам в Театре Возрождения, а также создателем всей печатной продукции, включая афиши и буклеты.
Поклонники аккуратно обрывали или срезали замечательные литографии с афишных тумб. Это натолкнуло Сару Бернар на удачный финансовый ход, и после очередного тиража часть афиш оставляли в театре для продажи коллекционерам — на них было выручено около 130 тысяч франков.
Художник-сенсация
Параллельно с работой в театре художник разрабатывал этикетки и рекламные плакаты, календари и упаковки для самой разнообразной продукции. По эскизам Мухи был расписан кафель в ванных комнатах «Восточного экспресса».
С 1896 года Муха в сотрудничестве с типографией Фердинанда Шампенуа разрабатывает серии декоративных панно в формате квадриптиха, из которых наибольшую популярность получили «Четыре времени суток», «Четыре цветка», «Четыре времени года».
Шампенуа печатает дешевые и дорогие варианты популярных панно, выпускает около 150 почтовых открыток, на которых работы Мухи, воплощение всей роскоши Belle Époque, буквально разлетаются по миру.
Актриса, художник и ювелир
В 1898 году молодой парижский ювелир Жорж Фуке увидел афишу с Сарой Бернар к спектаклю «Медея». Особое внимание Фуке привлек браслет в форме змеи, обвивающий руку Медеи. Сара Бернар захотела иметь такое украшение и заказала Жоржу Фуке сделать браслет по эскизу Альфонса Мухи.
Фуке предложил Альфонсу Мухе сотрудничество — и художник согласился. По его эскизам создавались браслеты, подвесы, броши.
Венцом сотрудничества Фуке и Мухи стал дизайн нового ювелирного салона в стиле ар-нуво, который открылся на улице Руаяль в 1901 году.
Любовь не только к родине
Молодая девушка, чешка по национальности, увидела художника, бывшего старше ее на 20 лет, в пражском Национальном театре. Импозантный мужчина привлек ее внимание: Мария добивается новой встречи и знакомится с мастером, который давно мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
У четы рождаются дети: Ярослава и Иржи.
Чешская независимость и «муховки»
В 1918 году художник принял срочный заказ первого правительства независимой Чехословакии на разработку новых банкнот, а также герба, правительственных бланков и почтовой продукции.
«Славянская эпопея» — главный проект художника
Над грандиозным циклом картин «Славянская эпопея» Альфонс Муха трудился около 20 лет и впервые обнародовал его в полном объеме в 1928 году, во время празднования 10 годовщины независимости Чехословакии.
После усиленных поисков в 1911 году художник находит подходящее помещение. Это замок Збирог, расположенный между Прагой и Пльзенем.
Семья художника — любимая жена и модель Мария Хитилова и дети, дочь Ярослава и сын Иржи — поселилась в задних покоях пустующего замка.
Десять полотен Муха посвятил истории Чехии, остальные десять — истории других славянских народов. Жители деревни Збирог на протяжении 18 лет позируют художнику в исторических доспехах и костюмах. Моделью для многих женских персонажей была любимая жена Мухи, Марушка, часто позировали дочь и сын.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru