Найти тему
Большая перемен@

Можно ли за гаджетом спрятать учителя?

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Ксения Кабанова

Фото — Дмитрий Рыжаков
Фото — Дмитрий Рыжаков

Урок по «Скайпу», домашнее задание по «Вайберу», в карантинвебинары, лишь бы не отстать от программы... В школьную жизнь современных детей цифровизация врывается ураганом. Педагогам приходится не только подстраиваться под это веяние времени, но и возглавлять его, чтобы оставаться для детей настоящими лидерами. Так ли это просто?

Олимпиада по русскомупрямо в смартфоне

Несмотря на все плюсы, которые дают новые технологии, по своей воле (а не в рамках навязанной учебной программы по использованию ИКТ) в Иванове и области ими пользуются далеко не все педагоги. Кто-то не понимает возможностей, которые открывает «цифра», кто-то не хочет разбираться во всех «премудростях» мессенджеров и соцсетей, считая их ненужными и сложными, а возможно, и опасными. Особенно настороженно относятся к ним учителя старой закалки. Они не устают твердить о том, что технологии, мол, вытесняют из учебного процесса главного ее лидера — учителя…

«Личность педагога всегда самое важное из того, что есть на уроке, — не соглашается учитель русского языка и литературы ивановской школы № 50 Анастасия Зенкова. — Технологииэто лишь инструмент, который использует педагог. Никто же не переживает, что за хорошим учебником пропадет личность учителя. Если педагогяркая личность, настоящий лидер, никакой гаджет его не затмит. Если нетво главу угла становятся технологии. Например, знаю, что некоторые учителя включают видеолекцию на уроке, и дети сидят и слушают. Это неправильно».   

Сама Анастасия Викторовна старается не отставать от цифровых технологий: беседы в «Вайбере» для родителей учеников, в соцсети «ВКонтакте» — для самих школьников, а еще множество учебных платформ, онлайн-олимпиады, домашние задания по Интернету и прямо в смартфоне… В присной памяти карантин, чтобы не отстать от программы, Анастасия Викторовна проводила вебинары по русскому и литературе, за которые выставляла оценки.

Надо ли говорить, что школьники просто боготворят такого современного учителя, разговаривающего с ними на одном языке?

Письмо из Букингемского дворца

А порой новейшие технологии не только делают обучение легче, но и расширяют кругозор и эрудицию.

«Первотолчком стало то, что я хотела найти способы снять языковой барьер для своих учеников, — рассказывает учитель английского языка ивановского лицея № 33 Алёна Маскаева. — Несмотря на то, что мылицей, уроков иностранного языка у нас всего три в неделю и, сами понимаете, «заговорить» детям достаточно трудно. Да и не с кем было». На помощь Алёне Алексеевне пришел проект компании «Майкрософт»: мировой IT-гигант создал сообщество учителей из разных стран мира, которые могут общаться по «Скайпу» друг с другом и даже «приглашать» на свои уроки учителей и детей из-за рубежа.

За несколько лет общения лицеисты поучаствовали в 394 скайп-сессиях, познакомились с жителями 27 стран шести материков. Со многими школьниками русские дети подружились настолько, что часто общаются и вне уроков, поздравляют с праздниками. В разные страны из 33-го лицея отсылаются посылки, собранные детьми. В каждую из них школьники кладут сувениры, флаг России и папки с информацией о своем лицее, об Иванове, о России. Сверстники в ответ присылают свои сувениры. А однажды в лицей пришло письмо из Букингемского дворца! Это была благодарность на официальном бланке в ответ на соболезнования, которые ивановские школьники направили по поводу теракта в Великобритании.

«Детям так нравятся «Скайп-уроки», что они готовы посвятить им все часы английского языка, — рассказывает Алёна Алексеевна. — Но школьную программу никто не отменял. Общаемся иногда и после уроков. Особенно сложно «сконнектиться» с Америкой из-за разницы часовых поясов. Детям приходится или приходить до восьми утра, или задерживаться до трех часов дня. Но никто не против! Результаты не заставляют долго ждать: дети говорят на английском и по результатам экзаменов впереди многих в лицее».

Урок по «Скайпу»в сарае, сидя на лавках

Алёна Маскаева, являясь «Майкрософт»-экспертом, активно продвигает сообщество и среди российских учителей, и среди заграничных коллег. Но в России пользу подобного общения признают далеко не все. Для сравнения: в Индии в прошлом году было 700 экспертов, в России – всего 50. Причем, по словам Алёны Алексеевны, школы, в которых работают индийские эксперты, не сравнить с нашими: часто уроки там проводят в сараях, дети сидят на деревянных лавках. И при этом все с гаджетами и занимаются по «Скайпу»!

Что мешает массово осваивать технологии нашим учителям — загадка. Может, дело в жесткой школьной программе, не допускающей отклонений даже в «полезных» целях.

«Честно сказать, когда я прошла обучение (к слову, в моей группе было 60 человек, а сейчас активно пользуются этими технологиями человека четыре), я тоже не до конца понимала, как применять полученные знания, как вписать их в программу обучения, — рассуждает педагог. — Всё пришло с опытом. Поэтому я всегда готова помочь новичкам, научить, как с помощью «цифры» развивать себя и своих учеников. Я абсолютно согласна с мнением, что ребенка с клиповым мышлением нужно обучать не так, как учились его родители. Например, я часто прошу записать свой ответ по английскому языку на видео, а потом сбросить мне в мессенджере. Это экономит время, и детям так работать интереснее. Возможности, которые дают технологии,безграничны, нужно лишь уметь их использовать».

-2

По словам педагога, когда дети чувствуют, что учитель на одной волне с ними, они относятся к нему с еще большим уважением, большей любовью. Скрыться за технологиями, потеряться в них настоящий лидер не может. И дело здесь в позиции педагога, в его характере, а не в том, что он должен знать о цифровых технологиях больше, чем ученики. Опыт показывает: в том, что касается гаджетов, учителям обогнать школьников всё равно не под силу. Алёна Маскаева признается, что сама часто обращается за помощью к подросткам, если не может разобраться в чём-то новом. Это создает еще более доверительные отношения.

ИЗО изучают по роликам в Интернете

Многое из того, о чем говорилось выше, касается более взрослых ребят. А малышей из начальной школы продвинутый учитель может по-настоящему увлечь, доказав, что на телефоне и планшете можно не только играть. Так, 10-летний ученик Южской школы № 3 Максим Зайцев в этом году прошел в финал Всероссийского конкурса «Моя семейная реликвия» с видеороликом, который снял, смонтировал и озвучил самостоятельно. «Всё началось с того, что он заинтересовался программой, в которой я снимала детские спектакли, — рассказала учитель начальных классов этой школы Людмила Мусатова. — Максим долго выспрашивал, что к чему, я показала, как всё работает, и он так увлекся, что занимался съемкой всё свободное время и снятый ролик отправил на конкурс».

Людмила Мусатова, несмотря на то, что преподает в глубинке, технологиями пользуется очень активно. Правда, приучать малышей к гаджетам раньше времени считает неправильным, поэтому не использует рассылки заданий в мессенджерах и не просит зарегистрироваться в соцсети «ВКонтакте», но дает доступ к обучающим материалам на различных платформах. Несколько лет назад родители учеников попросили ее создать беседу в «Вайбере», и она поняла, что это отличный способ быстро решать проблемы класса. С тех пор гаджеты — ее постоянные спутники.

«Бывает, я даже использую обучающие видеоролики прямо на уроках, — говорит педагог. — Например, я не очень хорошо рисую, и показать детям, как нужно делать это красиво, у меня не всегда получается. Я включаю ролик и малыши повторяют движения за профессиональным художником. И я не считаю, что технологии при этом заменяют меня как учителя: наоборот, я служу проводником в цифровом мире для своих учеников»

А бывает, что цифровые компетенции учителя помогают отслеживать случаи возможных правонарушений среди учеников. Директор Кохомской коррекционной школы Людмила Тарасова рассказывает, что ее педагоги часто мониторят соцсети своих учеников и порой находят там нелицеприятный контент. «Ребенку кажется, что выложить фото в соцсети «ВКонтакте» с игрушечным пистолетом, похожим на настоящий, или с банкой пива в руке – прикольно и круто, и нам приходится объяснять, что полицией это может быть расценено как возможное правонарушение и тогда проблем не оберешься», — говорит Людмила Михайловна.

Можно долго спорить о том, приносят ли пользу цифровые технологии, полезны ли они для ребенка и что дают педагогу. Но на сегодняшний день «цифра» так прочно вошла в нашу жизнь, что отказ от нее в школах выглядит по меньшей мере странно. И пока одни спорят и с недоверием относятся ко всему новому, другие вовсю постигают неизведанное, открывая и используя новые возможности.


___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»