Классическим педсоветам – нет, на уроке импровизация, а еще она любит, когда ученики своими вопросами ставят ее в тупик. Об этих и других сторонах своего педагогического подхода рассказала Елена Васюкова, завуч по основной школе и учитель химии Павловской гимназии.
— Каждый год команда Павловской гимназии расширяется, и вам приходится проводить все больше и больше собеседований. А значит, вы точно знаете, какая она, команда школы и кого вы ищете?
— Во-первых, наша команда — это оформленный кристалл. У нас есть свои традиции и ценности. Поэтому люди, которые к нам приходят, прежде всего, должны хотеть работать вместе и быть готовыми к активному сотрудничеству. Второй важный момент — мы понимаем, что многого не знаем, поэтому постоянно в поиске и движемся вперед. Мы открыты новому и ждем от желающих влиться в наш коллектив открытой профессиональной позиции. Важно делиться своими наработками и быть готовыми к конструктивной обратной связи. Не скрывать, прикрываясь красивыми словами “это моя интеллектуальная собственность”, а расширять, обогащать и наращивать свой профессиональный потенциал.
— То есть большого методического, профессионального багажа недостаточно?
— Это огромный плюс, но в мире же столько всего, что еще только предстоит освоить. Поэтому наши учителя постоянно учатся. А люди, которые думают, что они всего достигли, по сути дела, — выгоревшие в профессии.
— Часто ли дети задают вопросы, на которые учитель не знает ответ? Как правильно реагировать в таких ситуациях?
— Это вообще классная ситуация, я такие очень люблю. Иногда ответ лежит на поверхности и к нему можно прийти с помощью каких-то умозаключений, иногда приходится “копнуть” чуть глубже, изучить литературу и другие источники. Но такие ситуации — безграничный ресурс для конструктивного диалога с учеником. Тут выравниваются роли педагога и учащегося: они становятся участниками диалога, где каждый заинтересован в его эффективности. В таком формате общения актуализируются и раскрываются смыслы. Ученики всегда лучше реагируют на педагогов с открытой позицией, которые готовы учиться, быть активными исследователями и, как дети, удивляться открытию, новому взгляду на привычные вещи или неожиданному решению.
— Учителю вообще стоит отойти от менторской позиции “слушай меня, я знаю лучше”? Или в каких-то ситуациях такая тактика нужна?
— На мой взгляд, это провальная история. Хотя допускаю, что для репетитора такой подход может быть эффективен: когда тебе нужно за короткий срок передать большой объем знаний. Но мы про другое. Мы про то, чтобы детям хотелось учиться, хотелось задавать вопросы, чтобы был реальный интерес. Ребенок должен удивляться. А если он пол-урока лежит на парте — учитель должен сказать себе: “Стоп. Ты что-то делаешь не так”. Это не значит, что педагог должен быть актером и устраивать шоу. Нет, конечно. Возможно, сама среда не активна, тема урока или деятельность не актуальны и не интересны. Мы, педагоги, больше режиссеры. Нам нужно постоянно думать, как вовлечь в процесс познания, сформировать активную познавательную позицию у учеников.
— Какими еще качествами должен обладать современный педагог?
— Он должен уметь рефлексировать. Это очень важное качество, которое мы ищем в наших кандидатах. В Павловской гимназии мы постоянно говорим про то, что получилось, что нас привело к этому, что не получилось и почему. Это крайне важно в профессии учителя. У нас есть целые сессии, посвящённые этому.
— А правда, что у вас нет педсоветов в их классическом понимании?
— Их нет в том плане, что нет докладов, где один выступает, остальные пассивно слушают. У нас даже формата такого нет. Зато есть Педагогические ассамблеи, которые мы проводим 2-3 раза в год. Темы планируем заранее, но мы очень гибки и отзывчивы на возникающие ситуации: то, что вчера было не актуально, сегодня может быть крайне важным, тогда мы позволяем себе перестраиваться и менять тему.
— Приведите, пожалуйста, пример темы для педассамблеи.
— Например, портрет современного педагога, который мы создаем, специально идеализируя во многом. И далее соотносим себя, свой потенциал, ресурсы, свои сильные стороны и профессиональные навыки с тем идеалом, который получился. И в результате этой аналитической, рефлексивной работы планируем свой путь развития. Мы меняемся. Что-то внутри происходит. Каждый раз после ассамблеи ты полон вдохновения, желания что-то делать по-другому, одним словом, хочется творить. Поэтому педагогическая ассамблея — это вообще не педсовет. Это всегда понятная и актуальная тема, которая зажигает что-то внутри тебя.
— Отличается ли от остальных финальная педагогическая ассамблея, которая закрывает учебный год?
— Да, это в любом случае итог. Это конец года, а значит, нам надо понимать, что произошло за это время, чего мы достигли как команда. Второй важный момент — где вклад каждого в достижения года. И третье необходимое осознание — без меня этого могло не произойти. Получается, что в финале каждый, с одной стороны, оценивает свою значимость, с другой, приобщается к общему результату. Это синергия, которая должна быть в любом коллективе. Один плюс один — это не два, это может быть 100. Важно, чтобы внутри людей рождалось это осознание, а не навязывалось кем-то сверху. Приятно, когда коллеги подходят со словами: “Я понял, я это понял! А давайте…” Это классно, ведь никто не заставляет подходить, давать какую-то обратную связь, говорить, как все здорово, хвалебные речи. Вообще не про это. Про другое, про смысл.
— Когда в команду приходит новый человек, он может привнести что-то свое в школьную культуру или он должен играть по уже установленным правилам?
— Не бывает такого, чтобы новый сотрудник не дал коллективу чего-то нового. Все мы приходим с чем-то. И я часто еще на этапе собеседования прошу порассуждать, какой интересный проект новый сотрудник мог бы запустить в гимназии, а потом, часто бывает так, что мы его вместе и запускаем. Мне кажется, у нас даже не бывает слова “нет” для новых проектов и проб. Но когда коллеги подходят ко мне и предлагают свою идею, я сразу говорю, что ответственность за проект лежит на них. Я доверяю сотруднику, но он должен взять на себя ответственность за все, от замысла до реализации. Важно четко понимать, зачем мы это будем делать – это ключевое.
— Эти смысловые вопросы, наверное, ключевые в любой деятельности. Вы можете, например, после урока задать их учителю?
— Да, бывает я прихожу на урок, вижу, что учитель использует групповую форму работы, но не понимаю, зачем это нужно. Я бы сделала иначе. Подхожу и спрашиваю, почему был выбран именно такой формат. Без претензий. Просто пытаюсь разобраться. И хотя я долгое время работала методистом в Московском институте открытого образования, понимаю, что могу чего-то не знать или не увидеть. И педагог объясняет, что он сделал это ради конкретного ребенка, он создал для него ситуацию успеха, важно было поддержать ученика. Все, вопросов нет.
— Урок должен строиться от детей и их опыта или от цели, которую поставил учитель?
— В идеале, конечно, сочетание этих двух вещей. Урок должен подвести детей к вопросу, отвечая на который, учитель достигнет поставленной цели. А если педагог весь урок отвечает на вопрос, который ему никто не задал, получается парадокс. То есть детям навязывают что-то, а они сидят и думают: “Ну, контрольную напишу и забуду”. Им не интересно. А надо сделать так, чтобы было интересно, надо аккуратно подвести ребят к тому, чтобы они стали задавать тебе вопросы “по теме” и “по цели”. Это огромный труд.
И еще один важный момент. Мы договорились, что наши ученики не готовятся к жизни. Они живут. И у нас была целая педагогическая ассамблея, которая называлась "45 минут жизни". Это урок. Здесь и сейчас вы живете. И ребенок проживает свою жизнь, давайте быть честны. Поэтому время не должно быть потрачено зря.
Опыт, представления и мнение ребенка важно уважать. Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а человек с опытом и собственной позицией. Другой вопрос, что эти позиции могут порой не совпадать. Но это лишь повод для диалога, а жестко навязывать даже в плане научных знаний — не эффективно, обсуждать и убеждать — да, согласна.
— Как же тогда объяснить сложную тему, к которой самостоятельно у ребенка вряд ли возникнет интерес?
— Вот, буквально, последний урок “Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева”. Тема больше теоретическая и сложная для осознания. Но мы с ребятами решили переоткрыть этот закон, то есть попробовали повторить ровно все, что делал Дмитрий Иванович. И все сложилось. Ученики воссоздали таблицу, и каковым же было их удивление, когда они осознали, почему же эта таблица считается справочником химика, какая информация в ней содержится и сколько смыслов в каждой цифре и самой структуре.“Это же валентность, а это и есть закономерность. Ой, а почему здесь так?” Вот они вопросы, на которые дети уже сами пытаются найти ответы. Мы даже создали специальный стенд с “ячейками”, куда сейчас собираем образцы веществ. Все, ученики уже ваши. Учите! А потом я еще использовала интересный прием: была в роли Дмитрия Ивановича, который рассказывал про свое открытие на конгрессе, а ученики играли роль сообщества, отказывающегося принимать это открытие. Они засыпали меня контраргументами. Не урок был, а бомба! Так сами дети сказали.
— Приветствуете ли импровизацию на уроке или все ваши занятия всегда заранее спланированы?
— Здесь помогает опыт, поэтому сейчас я могу себе позволить не писать конспект урока. Главное — идти за детьми, чувствовать их интересы и настроение. Любой вопрос, любой комментарий от ученика может являться основой для дальнейшего развития диалога. И даже по ходу иногда понимаю, что вроде бы хотела групповые формы работы включить, но сейчас не пойдет. Ну, например, конфликт в классе. Или еще какая-то история, которая на самом деле, не ограничивает, а наоборот, приближает тебя к детям и дает возможность создать активную познавательную позицию у учеников.
— Что вам нравится в своей работе больше всего?
— Я обожаю преподавать. Если выбирать между административной деятельностью и преподаванием, я однозначно выберу последнее. Я вдохновляюсь от горящих глаз, от слов спасибо, от вопросов, которые задают ученики. Мое самое большое профессиональное вдохновение — когда я влюбляю в химию. В такие моменты хочется творить. Я люблю приходить в класс, хватать взгляды и дальше простраивать урок так, чтобы быть полезной своим ученикам. Чтобы быть им интересной. Даже не столько я должна быть интересной, сколько та история, что произошла на уроке. Каждый урок — это открытие.
— А что не перестает удивлять в вашей профессии?
— То, что всегда есть тот, для кого все не прошло даром. Именно в плане науки, в плане общения. Меня иногда встречают мои выпускники и начинают рассказывать: “А вы помните..?” Не помню, стыдно. А для него это воспоминание, это его прошлое. Ты можешь произнести какую-то фразу и забыть, а для ребенка она стала переломной. И в общении с коллегами иногда поражаешься, что цепляет людей. Одна учительница, когда уходила из школы, благодарила меня за первый рабочий день. Представляете, я тогда просто предложила вместе попить кофе, а для нее это было важно, было важно отношение.
— Когда вы встречаетесь со своими бывшими выпускниками, коллегами, помните их имена? Как вообще удается запоминать имена учеников?
— Конечно, не всех 100% вспомню сразу, иногда нужно время. Но в целом, я ассоциирую образ человека, какие-то ситуации с ним связанные, и его имя, и оно само по себе запоминается. Ничего специального для этого не делаю, хотя знаю, что есть мнемотехники. Я даже помню имена многих бывших учеников, которых учила на старте своей профессиональной деятельности. Социальные сети тоже не дают забыть про кого-то из бывших коллег или одноклассников.
— Социальные сети, современные технологии, гаджеты уже прочно вошли в нашу жизнь, в том числе и школьную. Как технологии изменили образование?
— Здорово, что сейчас у каждого появилась возможность получать знания дистанционно. Можно выучить предмет самостоятельно, а потом просто прийти и сдать экзамен. Но я все равно уверена, что при такой системе что-то упускается. Например, смыслы, которые можно найти в диалоге, в дискуссии, когда глаза в глаза.
А смысл познания, когда я понимаю, ради чего мне все это надо, — это очень важная составляющая, это основа для образования. И она формируется именно в диалоге с педагогом.
У меня специфика предмета такова, что одним только виртуальным миром не обойдешься. Химия без опытов, без пробирок? Это не химия. Я пробовала пользоваться виртуальной химической лабораторией, где ты с помощью мышки что-то сливаешь, смотришь на результат. Но это не сравнить с тем, когда ты берешь руками пробирку, когда сам зажигаешь горелку, когда в пробирке вдруг что-то начинает происходить. И это в режиме реального времени. Здесь голубое, а здесь синее, почему? А там всегда программа одинаковая, и все идеально правильно.
— Если говорить о социальных сетях, как вы считаете, нужно ли там как-то регламентировать поведение учителей или это личное пространство? Не так давно был случай, когда учительницу уволили за фотографию в купальнике.
— Социальные сети — это уже неотъемлемая часть нашей жизни. И пусть я там не самый активный пользователь, тем не менее, жизнь складывается так, что ты физически не можешь встретиться с кем-то и поговорить. А терять связь не хочется. Онлайн я общаюсь, например, со своими бывшими однокурсниками и коллегами, смотрю, что происходит у них в жизни. И как любой человек, учитель имеет на это право. Только вот фотографию в купальнике я бы не выложила. Тут, конечно, дело каждого, но в моей команде тоже вряд ли бы кто-то стал выкладывать фото такого характера. Это как раз-таки вопрос культуры.
— А как вы относитесь к социальной рекламе о роли учителя в воспитании общества, которую сейчас планируют запустить федеральные телеканалы?
— Это здорово, я считаю, что такая реклама нужна.
— Каким, на ваш взгляд, должно быть ключевое сообщение?
— “Родители, доверяйте, пожалуйста, учителям. Они партнеры вашей семьи”. Правда, здесь очень большая ответственность педагогов и всей команды школы, которая должна реально отвечать за профессионализм, за грамотность людей, которые работают с детьми. Павловская гимназия точно за это отвечает!