Найти тему

Необычные миниатюры из старинных русских рукописей (ч. 7)

Оглавление

Продолжаем знакомиться с загадочными изображениями из древних русских манускриптов.

1. Ценности старообрядчества

Старообрядцы большую часть своей истории подвергались жестоким гонениям со стороны государства. Чтобы сохранить свою веру, им требовалось прилагать колоссальные усилия. Отсюда и проистекает их суровая регламентация — как в обрядах, так и в повседневной жизни. Одно из старообрядческих наставлений гласит — если случается что-то неподобающее, нужно отвести от него свой взгляд. Миниатюра из старообрядческого сборника XIX века наглядно расшифровывает это нравоучение.

http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/6FAD9318-F455-4C6E-A952-76639729CEF8.jpg
http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/6FAD9318-F455-4C6E-A952-76639729CEF8.jpg

2. Человекоподобные дельфины

Житие Василия Нового — византийского монаха-скитальца X века — было широко распространено в славяно-русской традиции. Согласно житию, власти заподозрили отшельника в шпионаже, схватили его и отвели в Константинополь, где подвергли тяжёлым пыткам. Но Василий стойко перенёс все мучения. Тогда преподобного связали и бросили в море. Однако Бог не дал святому погибнуть: к нему тут же подплыли два дельфина и вынесли его на берег.

Эта история и запечатлена на миниатюре XVIII века. Так как вживую дельфинов на Руси не видели, а знали о них только по упоминаниям в иностранных сочинениях, то и представляли их по-разному: как морских вепрей, как крылатых коней, как животных, похожих на собаку... В данном случае дельфины изображены как существа с человеческими головами и руками. (Подробнее о том, как ещё на Руси рисовали экзотических животных, можно узнать здесь.)

http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/44B3282C-204D-4CC1-B775-871EC8402314.jpg
http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/44B3282C-204D-4CC1-B775-871EC8402314.jpg

3. Продублированное изображение

В Апокалипсисе Ионна Богослова XVII века художник по непонятным причинам дважды изобразил один и тот же рисунок (о котором я уже рассказывал в первой части). Один из читателей не упустил случая высказаться на этот счёт и предположил, что «иконописец помешался».

http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/ED157474-5DBE-40A0-9F86-22D197999CB3.jpg
http://nlr.ru/manuscripts/RA568/manuscripts/dep/img/manuscripts/miniature/Field/ED157474-5DBE-40A0-9F86-22D197999CB3.jpg

Другие материалы рубрики:

Шестая часть.
Восьмая часть.