Когда правительство США подключило академика Дж. Аллена Хайнека к расследованию НЛО, он изначально был скептиком. Только не долго.
Сейчас сентябрь 1947 года, и у ВВС США есть проблема. Целый ряд сообщений о таинственных объектах в небе раздражает публику и сбивает военных с толку. Военно-воздушные силы должны выяснить, что происходит, и быстро. Он начинает расследование, которое называется "Project Sign".
К началу 1948 года команда осознает, что ей нужны некоторые внешние знания, чтобы проанализировать полученные отчеты, в частности, астроном, который может определить, какие случаи легко объяснить астрономическими явлениями, такими как планеты, звезды или метеоры.
Для Дж. Аллена Хайнека, тогда 37-летнего директора обсерватории Макмиллина в Университете штата Огайо, это было бы классическим случаем оказаться в нужном месте в нужное время - или, как он мог иногда оплакивать, не в том месте на неправильном.
Приключение начинается
Хайнек работал на правительство во время войны, разрабатывая новые оборонные технологии, такие как первый радиоуправляемый предохранитель, поэтому он уже имел высокий уровень доверия и был отличной кандидатурой.
«Однажды меня посетили несколько человек из технического центра на базе ВВС Райт-Паттерсон, которая находилась всего в 100 километрах от Дейтона», - писал позже Хайнек. С некоторым очевидным смущением, мужчины в конце концов подняли тему «летающих тарелок» и спросили меня, не хочу ли я выступить в качестве консультанта ВВС по этому вопросу. Работа не выглядела так, как будто это заняло бы слишком много времени, поэтому я согласился.
Мало ли Гинек понял, что он собирается начать пожизненную одиссею, которая сделает его одним из самых известных и порой противоречивых ученых 20-го века. Он также не мог догадаться, насколько сильно изменится его собственное мышление о НЛО за этот период, поскольку он настойчиво вел строгие научные исследования по этому вопросу.
«Я почти не слышал о НЛО в 1948 году и, как и любой другой ученый, которого я знал, предполагал, что это чепуха», - вспоминает он.
Project Sign работал в течение года, в течение которого команда рассмотрела 237 случаев. В заключительном докладе Хайнек отметил, что около 32 процентов инцидентов могут быть отнесены к астрономическим явлениям, в то время как еще 35 процентов имели другие объяснения, такие как воздушные шары, ракеты или птицы. Из оставшихся 33 процентов 13 процентов не предоставили достаточных доказательств для объяснения. Это оставило 20 процентов, которые предоставили следователям некоторые доказательства, но все еще не могут быть объяснены.
Военно-воздушные силы не хотели использовать термин «неопознанный летающий объект», поэтому загадочные 20 процентов были просто классифицированы как «неопознанные».
В феврале 1949 года Project Sign сменил Project Grudge. В то время как Sign предлагал по крайней мере видимость научной объективности, Grudge, кажется, пренебрежительно относился с самого начала, как и предполагает его злобно звучащее имя. Хайнек, который не играл никакой роли в Project Grudge, сказал, что «исходил из того, что НЛО просто не может быть». Возможно, неудивительно, что в его докладе, выпущенном в конце 1949 года, был сделан вывод о том, что эти явления не представляют опасности для Соединенных Штатов. В результате массовой истерии, преднамеренного обмана, психических заболеваний или обычных предметов, которые свидетели неверно истолковали как потусторонние. Он также предположил, что предмет не заслуживает дальнейшего изучения.
Рождение проекта Синяя книга
Это могло быть концом этого. Но инциденты с НЛО продолжались, включая некоторые загадочные сообщения от собственных операторов радаров ВВС. Национальные СМИ стали относиться к этому явлению более серьезно; Журнал LIFE сделал обложку 1952 года, и даже широко уважаемый телевизионный журналист Эдвард Р. Мэрроу посвятил этой теме программу, в том числе интервью с Кеннетом Арнольдом, пилотом, чьи наблюдения за таинственными объектами над Маунт-Рейнир в штате Вашингтон в 1947 году популяризировали этот термин. «Летающая тарелка». У ВВС не было иного выбора, кроме как возродить «Project Grudge», который вскоре превратился в проект «Голубая книга» с более мягким названием.
Как и прежде, роль Хайнека состояла в том, чтобы просмотреть отчеты о наблюдениях НЛО и определить, есть ли логическое астрономическое объяснение. Как правило, это связано с большим количеством неопрятных документов; но время от времени, для особенно загадочного случая, у него был шанс выйти в поле.
Там он обнаружил нечто, чего никогда бы не узнал, просто прочитав файлы: насколько нормальными были люди, которые сообщали, что видели НЛО.
«Свидетели, с которыми я беседовал, могли лгать, могли быть безумными или коллективно галлюцинировать, но я так не думаю», - вспоминает он в своей книге 1977 года «Отчет НЛО Хайнек».
«Их положение в обществе, отсутствие мотивов для совершения мистификации, их собственные недоумения по поводу поворота событий, свидетелями которых они себя считают, и зачастую их огромное нежелание говорить об этом опыте - все придают субъективную реальность их опыту НЛО.»
«Учитывая противоречивую природу предмета, понятно, что и ученые, и свидетели неохотно выступают», - говорит Жак Валле, соавтор книги доктора Хайнека «Край реальности: отчет о ходе работ по неопознанным летающим объектам». «Потому что их жизнь изменится. Люди бросают камни в своих детей. Есть семейные кризисы - развод и так далее ... Вы становитесь человеком, который видел то, чего не видели другие люди. И к этому приложено много подозрений ».
В 1972 году Хайнек опубликовал свою первую книгу «Опыт НЛО». В качестве вклада в эту область он представил классификации инцидентов с НЛО, которые он назвал «Близкие контакты».
Близкие контакты первого рода означали, что НЛО видели на достаточно близком расстоянии, чтобы разобрать некоторые детали. В Близком столкновении второго рода НЛО оказывал физическое воздействие, такое как палящие деревья, пугающие животные или внезапное отключение автомобильных моторов. В «Близких контактах третьего рода» свидетели сообщали о том, что видели жителей НЛО или рядом с ним.
Хотя сейчас об этом меньше вспоминают, Хайнек также предоставил три классификации для более отдаленных встреч. Среди них были НЛО, видимые ночью («ночные огни») днем («диски дневного света») или на экранах радаров («радар / визуал»).