Найти тему
Puerrtto

Как мрачное и депрессивное кино влияет на путешественника

Как отдохнуть от яркого солнца, синего океана и невероятно крученных дорог Кабо-Верде? Вот не поверите, но смотрел остросюжетное кино - два российских фильма и один старый американский. Все три - по рекомендациям хороших друзей, мнению которых доверяю.

Два из фильмов - российские, 2014 года: "Дурак" режиссера Юрия Быкова и "Левиафан" Андрея Звягинцева. Третий фильм - американский, называется "Серпико" и он снят очень давно, в 1973 году. Все три фильма мне были интересны, но каждый по-своему, что, впрочем, не означает, что я согласен с тем что увидел на экране и что тот, или иной фильм обязательно поставлю на полочку с шедеврами мирового кино. Тематика всех трех завязана на несправедливости и том, как люди воспринимают ее и противостоят ей.

Давайте пройдемся по-порядку:

Самым сильным и реалистичным фильмом мне показался американский "Серпико" с совсем еще молодым Аль Пачино в главной роли. Сильный полицейский детектив, один из лучших в своем жанре. Но фильм не столько о полиции как таковой, сколько о том, что честный и принципиальный человек физически неспособен выживать в системе, живущей по законам, отличным от принципов справедливости и чести. Молодой полицейский попадает в участок, где все повязано коррупцией и беспределом. Он не ангел во плоти, он нормальный парень с легкими хиповскими замашками, не Рэмбо и не гигант мысли, он любит красивых девушек и собак, он любит курнуть легкой травки и выпить хорошего вина, но без фанатизма. У него нет иллюзий, что он способен поменять мир к лучшему, он просто честно делает свою работу. Он обыкновенный. Вот только выжить среди оборотней в погонах непросто, ты либо с ними, либо ты их враг.

Не арестовывать наркодилера из-за того, что тот платит твоему шефу? Отпускать насильника лишь потому, что брат насильника твой коллега? Перед парнем стоит дилемма - как жить дальше? И он выбирает единственный возможный вариант - остаться человеком и бороться до конца. Заключительная сцена фильма, когда герой, едва не погибший от рук своих же сослуживцев лежит в реанимационном отделении госпиталя и ему приносят "золотой жетон" за мужество (с подобными травмами он служить не сможет, жетон - чистой воды бутафория), сообщив попутно, что воры и убийцы на свободе, а продажные полицейские и их начальство получили повышение. За что он боролся и чего добился? Риторический вопрос. Потрясающая игра актеров, реалистичность и... никакого хэппи энда.

Позиция главного героя чрезвычайно мне близка и думаю, что на его месте вел бы себя также.

Дурак - новая российская драма, близкая по смыслу с американским "Серпико". Несправедливость и жестокая государственная машина, погрязшая в продажности и грязи. Простой сантехник, как и в первом фильме, не герой Рэмбо и не ангел во плоти. Но когда городские власти вместо того, чтобы спасать жителей падающей девятиэтажки, начинают валить друг на друга вину и выкручиваться - он не готов с этим мириться. Но чиновники уже придумали, как уйти от ответственности и готовы убить его самого, чтобы не выносить сор из избы. Как и в фильме Серпико, для главного героя становится жутким откровением тот факт, что коррупцией пропитана вся вертикаль власти и искать справедливость негде. Более того, сами жители падающего дома, в массе своей, убогое пьяное быдло, неспособное ни себя спасти, ни хотя бы быть благодарными тому, кто рискует своей жизнью, спасая их. Некий тупик, безнадега.

-2

Главный герой безусловно заслуживает уважения, но смутил момент, когда он готов подставить под удар собственную семью (жену, сына, пожилых родителей), чтобы выполнить гражданский долг.

По его пятам идут убийцы, а он вопрос ставит так "Нельзя интересы себя и своей семьи ставить выше гражданского долга по спасению алкашей из девятиэтажки". При этом, долг свой он выполнил, сообщив по всем инстанциям, что дом в аварийном состоянии. Что еще должен сделать простой сантехник?

Его уже убивают, а он хочет выйти святее Иисуса и умереть распятым. Делай то, что ты должен сделать и будь что будет(с) - золотые слова, но сантехник впал в фанатизм. За что боролся этот простой честный парень и что получил? Никакого хэппи энда.

Левиафан - из той же когорты, что и первые два фильма. Несправедливость и безнадега. Всем фильм хорош, но уж больно увлекся режиссер "сложной душевной организацией русского человека". Это лишнее. Нет никакой русской души, есть человек и личность. Плюс, нелюбимый мной культ водки, посредством которой решаются все вопросы: она помогает договориться, снять стресс, завершить обед, замахнуть за упокой. Главый герой живет в поселке на берегу холодного моря, его землю хочет забрать местный глава администрации, которому подчинен суд, милиция, прокуратура. Ничего и никому не докажешь. Здесь ничего нового. Но затем появляется друг главного героя, они вместе служили в армии, а теперь друг - известный адвокат. И он берется помочь. До этого момента все логично и увлекательно, вы сочувствуете герою и осознаете, что именно в таком безвластии живут россияне.

-3

На протяжении фильма периодически всплывают церковные мотивы. Вначале местный Владыка (а на самом деле такой же вор и ублюдок, как и глава администрации) объясняет чиновнику, что власть тебе дана богом и делай все, что хочешь, но не забывай золотить ручку мне, церковнику, а я тебе грешок отпущу. И затем в конце главный герой сталкивается с монахом, который зачитывает ему библейскую притчу про Иова. Вот только пустая лирика про выдуманных персонажей не нужна главному герою. У него беда в доме, ему надо что-то делать, а не сказки слушать. Тем более от человека, чей начальник (Владыка) сволочь и вор. И здесь я согласен: можешь помочь - помоги, не можешь - иди свей дорогой.

И вдруг... целая серия нелепостей и неувязок. Друг непонятно с какого перепугу оказывается любовником жены главного героя и более того, друг умудряется завалить даму "на сеновал" прямо во время выезда на шашлыки всей компанией. И их ловят. Зачем это, что за глупость и какое отношение имеет к сути фильма?

Потом, друг, имея на руках компромат против главы администрации является к тому прямо в кабинет и открытым текстом шантажирует, угрожая слить информацию в СМИ. Абсурд, так вопросы не решаются в жизни. Неужели непонятно, что разговор может записываться, а чиновнику проще прикончить товарища повесив на него еще и убийство супруги его друга (помните, что их застукали занимающимися сексом и был конфликт? Так вот, женщину убили), чем решать с ним какие-то вопросы? Мягче надо быть, осторожнее и вместе с тем на десять ступеней хитрее своего оппонента, в руках которого сила и власть.

Конец предсказуем и печален.

Общее ощущение, что фильм снимался не для российской аудитории, а для европейской и американской. Чтобы показать мрачный и уродливый мир русского человека, живущего в треугольнике "водка - блядующая жена - продажный чиновник". Мне кажется, что режиссер перемудрил с мрачными тонами и притянул сюжет за уши.

Предсказываю вопрос, который могут задать читатели - нафига на Кабо-Верде такое кино смотреть? Так для контраста. Посмотришь в ютубе это черное и безнадежное, а утром выйдешь на улицу - а там море, солнце, пальмы, морской бриз. Красота одним словом! И сразу хочется полюбить весь этот несовершенный мир :)