За последние 10-15 лет журналисты написали десятки или сотни тысяч статей, утверждая, что научный переворот уже близок. Жизнь человечества круто изменится после создания Его. И имя Ему – искусственный интеллект. Но стоит ли доверять мастерам пера? Нечто знакомое проглядывается в этих восторженных отзывах и бодрых докладах IT-бизнесменов. Возможно ли создание ИИ, равного по возможностям человеку?
ИИ, роботы и человек
Несколько веков назад наши предки пытались добыть золото из различных других веществ. Из этого ничего не вышло, но зато бурно начала развиваться химия, математика и прочие науки. Чуть позже люди приступили к изобретению вечного двигателя. Тоже ничего не получилось, взамен придумали много других – не вечных, но вполне полезных механизмов. Хотя есть особо упрямые личности, которые продолжают поиски и по сей день.
Новое – хорошо забытое старое. Теперь цель человечества – искусственный интеллект. Проблема заключается в том, что нет чёткого определения, что такое ИИ.
Прежде чем заниматься разработкой умных роботов, нужно разобраться с понятиями. За несколько тысяч лет философы даже не сумели дать чёткого определения термину «человеческий интеллект». Единственное, о чём можно сказать точно, это то, что разумная деятельность человечества связана с созданием нового – того, чего не было в природе и обществе. Может ли робот заменить человека на этом поприще?
Уже в XX веке биологи установили основные принципы работы человеческого мозга. Известно, что клетки-нейроны, которых примерно 90 миллиардов у одного индивида, непрерывно создают между собой связи-синапсы. При этом ежедневно десятки миллионов связей разрывается, а другая часть – устанавливается. Между клетками происходят сложные электрохимические взаимодействия, в результате которых мозг и работает.
Проблема ИИ заключается в том, что двоичная система счисления, применяемая всеми современными IT-системами, не может быть использована для моделирования мозговых процессов человека из-за своей примитивности.
Хотя современные компьютеры сильно обгоняют людей в скорости расчётов, полностью заменить homo sapiens они долго ещё не смогут. Если человек, основываясь на предыдущем опыте, может создать нечто новое или решить какую-то глобальную проблему, то робот пока способен лишь действовать в рамках алгоритмов, которые разработал для него программист.
Перспективы специальности робототехники
В ближайшие 20-50 лет «умные» машины будут внедряться повсеместно, этого не избежать. Но тотального захвата мира роботами бояться не стоит. Где уже применяется такая техника:
- производственные площадки: сварочные, сборочные, окрасочные цеха;
- медицина – там, где требуется высокая точность, хотя процесс контролирует врач;
- космос – роботы участвовали в обследовании Луны, сейчас работают на Марсе;
- военная сфера – разминирование объектов, обследование помещений;
- управление некоторыми видами транспорта – уже сейчас есть поезда, следующие без машиниста;
- быт и развлечения – роботы-няньки, пылесосы, газонокосильщики, гиды, продавцы.
Любая техника нуждается в разработке новых моделей, модернизации старых, профилактических и ремонтных работах. Этим занимаются инженеры-робототехники. Во всех крупных технических вузах мира есть минимум один-два факультета, связанных с IT-технологиями.
Существующие направления деятельности специалистов:
- разработка дизайна роботов;
- программирование, отладка приложений;
- создание механических и электронных узлов.
Выпускники технических вузов, получившие IT-специальность, востребованы во всём мире.
Занятия в школе программирования для детей
Известно, что Илон Маск получил свой первый компьютер в подарок, будучи 10 лет от роду. Уже в 12 лет им была написана первая игра, которую удалось продать за 500 долларов. Это стало началом успешной карьеры. Пример наглядно показывает, что первые шаги будущий специалист может делать ещё до поступления в вуз.
Во многих городах открыты технические кружки, школы программистов для детей, увлекающихся IT-технологиями. Есть такие и в Москве. Технопарк «Вертикальный взлёт» занимается обучением детей и подростков разного возраста. Занятия проводятся в небольших группах молодыми и увлечёнными своим делом преподавателями. У нас есть курсы:
- анимации;
- программирования;
- цифрового дизайна;
- основ работы в Unity3d;
- робототехники LEGO WeDo;
- 3d моделирования в 3Ds Max.
Есть также курсы компьютерной грамотности для начинающих и мастерская видеопроизводства. Занятия робототехникой возможны с 7 лет. Даже если ребёнок впоследствии выберет другую специфику – не связанную с IT, новые знания в любом случае не будут лишними. А опыт работы в команде разовьёт коммуникативные навыки.