Найти тему

Пассажирами первого международного рейса из Новосибирска были участники харбинской ярмарки

Оглавление

Всё когда-то случается впервые. И даже международные рейсы из Новосибирского аэропорта «Толмачёво» когда-то казались чем-то малореальным. О самом первом международном рейсе толмачёвского авиаотряда и его пассажирах рассказывают непосредственные участники событий.

В конце 1980-х годов Западно-Сибирское управление гражданской авиации (ЗСУ ГА) активно работало над открытием международных полётов из Новосибирска с использованием собственного авиапарка. Такая возможность появилась в июне 1991 года.

Благодаря усилиям управления и компании «Новосибирсктурист» была собрана внушительная группа партийных и хозяйственных руководителей Западной Сибири, которые не только выразили желание посетить ежегодную промышленную ярмарку в Харбине, но и были готовы оплатить недельную поездку.

Предполётная подготовка

С учётом отсутствия в «Толмачёво» границы было решено выполнить рейс через Хабаровск, откуда регулярные полёты в Харбин были открыты в 1989 году. С новосибирской таможней была достигнута договоренность о прохождении пассажирами таможенного контроля в аэропорту, для чего в «Толмачёво» были командированы сотрудники службы. Расходы за рейс оплачивал «Новосибирсктурист». Эта сумма, перечисленная на валютный счет ЗСУ ГА, составляла несколько тысяч долларов.

Честь выполнить первый новосибирский коммерческий рейс за рубеж выпала командиру Ту-154 Юрию Андреевичу Попову и его экипажу в составе второго пилота Евгения Гарова (спустя 10 лет, в 2001 году он был командиром самолёта, выполнявшего трагический рейс Тель-Авив – Новосибирск), штурмана Николая Калугина и бортинженера Владимира Цымбаленко. Весь экипаж, включая бортпроводников, уже имел опыт международных полётов по воинским перевозкам в соцстраны и служебные загранпаспорта.

Сутки перед рейсом и перелёт

За 12 часов до вылета два экипажа, основной и резервный, расселили в гостинице аэропорта. Отдельно отдыхали две бригады бортпроводников. «У всех была стандартная синяя аэрофлотовская форма, но с иголочки, всё наглаженное. И пилоты, и бортпроводники в белых рубашках. Хоть и лето – все в костюмах. Торжественно!» - вспоминает Юрий Попов.

Заранее решено было лететь на Ту-154М. «За полгода до этого я перегнал в Новосибирск первую такую машину с авиазавода в Куйбышеве (ныне Самара). К лету в «Толмачёво» было уже несколько базовых Ту-154М, мы активно на них летали», - рассказывает командир корабля.

Всё шло по плану: 164 пассажира прибыли в аэропорт и впервые в «Толмачёво» прошли таможню. Вечером 13 июня борт вылетел в Хабаровск.

«Трасса хорошо знакома. Июнь - почти весь полёт светило солнце, - продолжает Юрий Попов. - Среди пассажиров был командир Толмачёвского объединенного авиаотряда, в будущем первый гендиректор авиакомпании «Сибирь, Геннадий Васильевич Куличев, сам лётчик. Ровно через год мы с ним летели в Харбин на очередную выставку уже за штурвалом Ил-86».

В Хабаровске было уже 14 июня. Все прошли границу. В экипаж добавились два хабаровчанина: штурман и бортрадист. «Интересно, что на Ту-154М они не летали, потому что в Хабаровске таких самолетов ещё не было, - вспоминает собеседник STI. -. Нам важна была сама провозка (никто из нас в Китае до этого не был), навигация и ведение радиосвязи. Несколько месяцев до этого мы активно изучали английский, но практический опыт общения с иностранцами отсутствовал. Коллеги нас страховали. В районе села Амурзет Еврейской АО мы пересекли границу СССР. До Харбина было 400 километров».

Обслуживанию рейса уделялось особое внимание. По словам Ларисы Прокопьевой, бортпроводника первого рейса, предложенное пассажирам питание отличалось от традиционного: «Каждому пассажиру давали цыплёнка табака с рисом и овощной закуской в маринаде. На борт загрузили шпроты и красную икру в баночках. На борту мы их раскладывали в специальную посуду. Пассажирам предлагалось красное и белое вино. На международных рейсах «Аэрофлота» в то время было разрешено курить, а внутри СССР - нет. Мы делали объявления про пепельницы в подлокотниках. Причём уже на двух языках».

Харбин

Длина полосы Харбине - около 3000 метров. «Сели с первого захода, зарулили, встали возле терминала. Аэровокзал небольшой, примерно, как в Томске или в Кемерово, - рассказывает Юрий Попов. - На перроне полно знакомой техники – Ан-2, Ан-24, грузовые Ан-12 китайского производства. Как в карауле стоят военные в форме. Подходит наземный персонал, встали ровно вдоль крыла, ждут команды. Всё строго. Пассажиров у трапа снимает местное телевидение. При этом на рулёжных дорожках мы заметили солдат с оружием – до середины 1990-х такое явление в аэропортах Китая было нормой».

Обратный рейс выполнялся без пассажиров и дозаправки, стоянка заняла примерно полтора часа. Бортинженер вместе с техническим составом оставался в самолёте, а остальной экипаж вместе с бортпроводниками местный представитель «Аэрофлота» отвел в магазинчики, расположенные  в районе аэропорта. По воспоминаниям участников перелёта, фотоаппаратов тогда с собой не возили, фотографировать в авиации было не принято. Поэтому и снимков с первого рейса пока не найдено.

Через неделю лайнер тем же маршрутом вернулся в Харбин за пассажирами.

Послесловие

Летом 1991 года была выполнена первая программа полётов на морские курорты Болгарии. Пассажиры из городов, связанных с алюминиевой промышленностью СССР: Новокузнецка, Абакана и Павлодара, внутренними рейсами прилетали в Одессу, где базировался толмачёвский Ту-154, выполнявший международные полёты в Бургас. Кроме Одессы в тот период для прохождения границы использовались также аэропорты Кривого Рога и Сочи. В 1991 году новосибирские самолеты также впервые побывали во Франфурте-на-Майне и в Гуанчжоу.

В конце июня 1991 года Толмачёвский авиаотряд был разделён на три независимые госструктуры: аэропорт, лётное подразделение и авиационно-техническую базу. В мае 1992 года была создана авиакомпания «Сибирь», а в сентябре 1992 года аэропорт «Толмачёво» получил статус международного.