Сначала расскажу как я начинал сам, что из этого вышло, во второй части статьи попытаюсь рассказать, что я мог бы посоветовать себе начинающему бизнес, с учетом полученного опыта за эти 16 лет.
Первый бизнес я создал в 2003 году. Это была компания-партнер фирмы 1С. Сложность была в том, что за несколько месяцев до создания своего этого бизнеса я только переехал на новое место жительства и у меня практически не было никаких связей, никаких важных знакомств в новом для меня городе, если не считать две знакомые компании, которым были нужны мои услуги опытного it-специалиста. В одной компании я успел немного поработать, а с руководителем второй компании меня познакомил коллега.
Мне очень нравилось направление автоматизации бизнеса на базе 1С, и я мечтал научиться программировать. Но для того чтобы окончательно принять решение, пришлось провести примитивный анализ рынка 1С:Франчайзинга в своём родном городе и в Новороссийске. Вы будете смеяться, но я просто сравнил отношение количества фирм франчайзи к количеству жителей. Получалось, что при одинаковом количестве жителей, в Новороссийске количестве фирм франчайзи было почти в два раза ниже, чем в Якутске. Этот примитивный подсчет и дал мне уверенность, что мой бизнес будет востребован.
Для пущей уверенности я решил сравнить это соотношение и в других городах. Мои догадки о недостаточном количестве таких компаний в Новороссийске подтвердились, и я отправился регистрировать компанию. Про создание своего первого бизнеса я написал много статей, ниже я перечислил которые мне больше нравятся:
Свою первую компанию я уже продал, и сейчас у меня идет процесс запуска второго бизнеса. Кстати в этой статье написано зачем и почему я её продал. Каким будет направление второго бизнеса я понял когда первый еще не был продан. Как ни странно, это разработка облачно мобильных приложений для бизнеса, которые должны заменить 1С в принципе. Правда не бухгалтерию, а основной учет предприятия.
Теперь к теме статьи. Что я мог бы посоветовать себе "тогдашнему", который только что уволился, зарегистрировал предприятие и стоит в раздумьях?
1. Пробуй, ошибайся, так ты проживешь свою жизнь, а не скопируешь чужую. Нет вершин, которые ты не можешь достичь. Ограничения не снаружи, они внутри тебя. Старайся быть лучшим, иначе зачем все это.
2. Не бойся в начале давать много рекламы, купи крутой запоминающийся рекламный номер, но никогда с него не звони, только принимай звонки, причем пока нет опытных продажников, принимай звонки лично сам.
3. Начинай продавать с первого дня. Если не умеешь продавать, прочитай несколько книг. Не бойся потратить деньги на тренинги по продажам в самом начале бизнеса.
4. Не обсуждай каждый новый лид, каждый новый интерес к твой компании с остальными сотрудниками. Не радуйся заключенным сделкам, радуйся поступлениям на расчетный счет.
5. Принимай такого сотрудника, у которого есть чему поучиться. Если он уйдет, а он всё равно уйдет, то у тебя останутся знания, которыми вы обменяетесь.
6. Женщины преданнее мужчин. Не бойся брать умных девчонок. Будущий декретный отпуск - не проблема. Придавай значение не внешности, а первому впечатлению.
7. Увольняй сотрудника сразу, как только об этом задумался. Никаких отработок, сотрудник в стадии увольнения - хуже диверсанта. Как увольнять я описывал в этой статье а в этой статье возможные причины увольнений.
8. Как только понял схему работы своего бизнеса, отходи в сторону и начинай заниматься масштабированием, вот моя короткая статья об этом. Никаких играющих тренеров, ты должен работать не в своем бизнесе, а над своим бизнесом.
9. Разработай схему мотивации сотрудников в зависимости от результата. Перераспределяй задачи так, чтобы более опытные зарабатывали больше, и ставь их в пример менее опытным.
10. Автоматизируй рутинные процессы бизнеса, чтобы сотрудника на этом процессе можно было легко контролировать и легко заменить. Задачи, которые не приносят напрямую деньги компании, должны выполнять сотрудники на окладе.
11. План продаж в компании - самый важный документ. Не грузи продажников рутинными задачами, которые не приводят к поступлению денег. Продажники должны знать в чем ваша команда - лучшая в городе. На большие сделки езди вместе со своими продажниками.
12. Не соблазняйся на близкие отношения - никакого секса со своими сотрудниками. Если возникает пара, один должен уйти. Если не в декретный отпуск, то подальше от своей половины. Про это много написано, такие ошибки лучше не делать.
13. Не принимай на работу родственников, не делай их партнерами. От этого может возникнуть много обид, когда вы будете оценивать вклад усилий друг друга в бизнес, много шансов, что кто-то останется недовольным.
14. Не бойся сделать партнером преданного ключевого сотрудника. Для партнерства не обязательно сразу переписывать часть компании. Можно отдать процент прибыли с направления, но четко прописать в соглашении условия, при которых он будет получать свой процент, в том числе и ответственность за убытки.
15. Расти бизнес таким, чтобы его можно было продать, иначе это просто самозанятость. Продажа бизнеса за хорошие деньги - это высшая оценка твоих усилий, но полученные средства сначала вкладывай в новый бизнес, а не трать на себя.