Найти тему

Будет ли продолжение?

Истории человеческого прогресса посвящено множество книг, статей и научных работ. Большинству читающих людей и впрямь интересно знать — например, как именно целиком мифологическое сознание наших предков обогатилось знанием — логосом, после чего наука сыграла основную роль в отдалении религий от человека, или как от средневекового аскетического идеала мы перешли к обществу, которое можно назвать гедонистически ориентированным. Нельзя недооценивать роль персоналий в этих сложнейших процессах: вероятно, не будь Гиппократа, вместо врачей ещё долго существовали бы одни шаманы и им подобные «горе-лекари», а не будь Попова, вместо радио мы бы слушали исключительно соседские разговоры и сплетни.

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Юрий Лавут-Хуторянский в своём новом романе «Клязьма и Укатанагон» не исследует прошлое, и даже настоящее затрагивается лишь частично — только в «Клязьме», первой части книги. Автора больше волнуют проблемы будущего, которое кажется традиционалистам чрезвычайно отдалённым, хотя и возможным, а футуристически настроенным личностям — буквально «стучащим в окно». Впрямь — дроны, новые формы существования людей (и вообще — людей ли?), постоянное, если не каждодневное, техническое совершенствование вызывают и множество вопросов с минимумом ответов, и бурю эмоций — от настоящего восторга до неприкрытой тревоги. Лавут-Хуторянский склонен видеть в своих довольно приземлённых героях первой книги, чьи жизни можно охарактеризовать как «крысиные бега» — от работы до дома и от дома до работы, прообразы существ будущего, чьи характеристики максимально широко раскрываются во второй части, «Укатагоне». Герои «Клязьмы», наши современники, излишне погрязли в разборках, изменах и суровой жизни с начала времён перестройки, а потом и сытых двухтысячных, оказавшихся для них не такими уж и сытыми. Кажется, что каждый новый день для них не подарок, а тяжелое испытание на прочность — как кошелька, так и человеческих качеств.

Две части произведения Юрия Лавут-Хуторянского — две самостоятельные книги. Общее у них одно — упоминание Константина Картушева, по призванию — пианиста, сочиняющего блестящие песни в попытках расплатиться с братвой, поставившей его на «счётчик», и бывшего заключённого — по жёстким жизненным обстоятельствам. Молодому мужчине тяжело даётся провинциальная жизнь, без особых прикрас и полутонов, а проблемы с наркотиками, связи с мафиозной группировкой, неудавшийся брак с излишне гордой и непримиримой Татьяной довершили общую печальную картину. В конце первой части Картушев погибает, и начинается «Укатанагон» — текст на стыке философского романа и научно-фантастической прозы. По изощренному замыслу Юрия Лавут-Хуторянского, эти записи оставил Константин Картушев, «разбавив» их фрагментами из дневника некоей сущности из будушего — Арифьи О-Гериты. Все главы «Укатанагона» затрагивают события из жизни полулюдей-полусуществ — нового вида, населяющего планету: скажем, трогательного романтика и любителя растений Паулиньо едва не убивает возлюбленная, которая через секунду попала бы в его объятья, или профессора — Сая — Даб — энфер — юни — специалиста по взаимодействию паразитов с сущностями будущего. Её преподавательские методы не всем по вкусу, поскольку подопечным Сая-Даб приходится изучать предмет с риском для жизни:

«Представьте, Аника, в буквальном смысле, разрывая воспалившиеся ткани тела. Вы сможете убедиться в этом сами! Драконтиоз, переносимый паразитирующими нематодами! Этот хоть и не самый эффектный, но вполне добротный паразит пусть будет вашей, Аника, первой лабораторной работой. Итак, проникновение через желудок, проход через стенки в соединительную и подкожную ткань с последующей перфорацией и выходом в воду! Прошу вас, Аника, в лабораторию. Одно крохотное замечание. Нарушено одно из правил техники безопасности. На будущее, обратите внимание, коллеги!»

Произведение «Клязьма и Укатанагон» Юрия Лавут-Хуторянского, писателя, также известного своими неординарными, изобретательными стихотворениями, никак нельзя назвать развлекательным чтением наподобие «лёгких» любовных романов или остросюжетных книг. Книга способна вызывать у читателя стремительную работу мысли, желание дискутировать по отдельным, важным и неоднозначным вопросам, которые смело, без лишней утайки и натянутой иронии поднимает автор.

Автор: Артем Пудов, "Частный корреспондент".