Найти в Дзене
Московские истории

Выставка на Волхонке: астральный баланс на проходе обнулиться не успел

Всю неделю в голове крутился Шнур: «Водил меня Серёга на выставку Ван-Гога». В роли Серёги выступил Яндекс.Дзен — предложил сходить на выставку современного искусства «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» и написать о впечатлениях. Почему бы нет? И вот мы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Всю неделю в голове крутился Шнур: «Водил меня Серёга на выставку Ван-Гога». В роли Серёги выступил Яндекс.Дзен — предложил сходить на выставку современного искусства «Коллекция Fondation Louis Vuitton. Избранное» и написать о впечатлениях. Почему бы нет? И вот мы в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

"Окей, теперь мы готовим на газу", Марк Брэдфорд
"Окей, теперь мы готовим на газу", Марк Брэдфорд

65 работ крупнейших современных художников, у нас никогда не экспонировавшихся, заняли все три этажа на Волхонке, 14, вытеснив на время импрессионистов. Жанры представлены разнообразные — живопись, графика, скульптура, инсталляция, перформанс.

Прямо на лестнице, над головой, обнаруживается висящая под потолком лошадь. Это не просто лошадь, а инсталляция итальянца Маурицио Каттелана «Баллада о Троцком». Впрочем, это не спасло работников Пушкинского музея от скандала: зоозащитники утверждали, что животное живое, просто усыпленное! Но ошиблись.

Маурицио Каттелана «Баллада о Троцком»
Маурицио Каттелана «Баллада о Троцком»

Думать о судьбах русской революции на лестнице не представляется возможным, не мешая другим посетителям, так что пройдём дальше.

Мирная картина: скамейка, две шляпы. Разумеется, и они — инсталляция. Чуть заходящие полями друг на друга, они, возможно, символизируют единство. Или, наоборот, это все, что осталось от единения их владельцев?

"Две шляпы"
"Две шляпы"

Сербская художница Марина Абрамович, которую прозвали «бабушкой искусства перформанса», на этот раз не стала шокировать публику, а просто предложила «обновить свой астральный баланс». Сделать это, казалось бы, не сложно: просто сесть в шезлонг и на протяжении 45 минут отдавать всё своё внимание мерно тикающему на стене метроному. На практике же, чтоб уйти в себя, сидя на проходе, нужно обладать немалой выдержкой. Но если возникнут проблемы с астральным балансом — способ теперь известен.

-4

А вот и живопись — яркая, мощная, фактурная. Одним из важнейших свойств её Герхард Рихтер считает многослойность, где нижние слои — прошлое, а верхние, яркие мазки символизируют сегодняшний день. И художник безжалостно, с помощью мастихина или тряпки, продирается к глубинам памяти.

Герхард Рихтер, "Гудрун"
Герхард Рихтер, "Гудрун"

В «Гудрун» Рихтер вовсю использует мастихин, обнажая нижние слои. Гудрун — фамилия погибшей основательницы немецкой леворадикальной группировки «Фракция Красной армии». Не менее полна экспрессии и соседствующая с этим полотном, казалось бы, прозаическая «Морковь».

Герхард Рихтер, "Морковь"
Герхард Рихтер, "Морковь"

Одиноки в этом мире герои швейцарского скульптора Альберто Джакометти. Вот «Трое идущих» - похожие на призраки, они встретились, но каждый продолжает свой, отдельный путь.

Зал «отца поп-арта» Энди Уорхола. В центре — автопортрет со стоящими дыбом седыми волосами, как будто кто-то держит голову за волосы. Считается, что за основу художник взял «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Если знать, что вскоре Уорхол умер, работа воспринимается еще мрачнее.

Энди Уорхол, автопротрет
Энди Уорхол, автопротрет

Один из важных героев или экспонатов — здание выставочного центра Fondation Louis Vuitton, расположенное в Булонском лесу и открытое для посещений в 2014 году.

Эскиз архитектора Фрэнка Гери
Эскиз архитектора Фрэнка Гери

История создания фонда напрямую связана с Бернаром Арно, президентом группы компаний LVMH, самым богатым человеком Европы. Собрав богатейшую частную коллекцию, он решил построить в Париже новый центр современного искусства и основал в 2006 году некоммерческую организацию Fondation Louis Vuitton, которая собирает и выставляет изобразительное искусство, созданное с 1950-х годов.

Здание выставочного центра Fondation Louis Vuitton
Здание выставочного центра Fondation Louis Vuitton

Здание, уже признанное архитектурным шедевром, можно сравнить с крыльями стрекозы или воздушным шаром, но автор проекта, 85-летний Фрэнк Гери, считает, что это — парусник. Уместность этой конструкции в старинном парке признали даже самые отчаянные скептики. На Волхонке можно ознакомиться со всеми этапами создания — от эскизов до видео строительства.

Мы прошли весь маршрут и, наконец, оказались в том месте, из которого уйти было невозможно, - маленьком темном зальчике, где перед экраном лежала скошенная трава. Забившись в угол, на скамейку, можно было бесконечно смотреть на колышущиеся ветром посреди пустыни колокольчики и слушать их бесконечный перезвон.

«Animitas»
«Animitas»

На идею видео «Animitas» французского художника Кристиана Болтански натолкнул импровизированный мемориал, устроенный чилийцами в пустыне Атакама в память о жертвах Пиночета. Болтански дополнил картину 800 ветряными японскими колокольчиками. Сидя перед экранам, можно «обнулить астральный баланс», слиться, раствориться, да всё что угодно.