Любое более-менее серьезное строительство сталкивается с большим объемом работ, связанных с выемкой и вывозом грунта при рытье котлована. Кроме того, любая стройка потребляет большое количество песка и гравия. Очевидно, что для их перевозки необходимо задействовать грузовой транспорт. Для перевозки больших объемов сыпучих грузов на значительное расстояние удобнее всего использовать автосамосвалы. Что подразумевается под этим понятием? Самосвал — это грузовой автомобиль, кузов которого способен наклоняться в одну или другую сторону. Наклон кузова может происходить назад, в один или оба бока машины, либо на все три стороны (в сторону кабины, естественно, разгрузка невозможна). При этом из наклоненного кузова под действием силы тяжести высыпается груз и происходит быстрая разгрузка автомобиля. Удобство использования подобной техники и заключается в основном в возможности быстрой разгрузки без применения дополнительной техники. Благодаря существенному ускорению и автоматизации разгрузки значительно увеличивается эффективность использования автомобиля и высвобождается рабочая сила.
Устройство опрокидываемого кузова
Все самосвалы имеют различное предназначение и в зависимости от назначения могут быть оснащены кузовом того или иного типа. Наиболее распространенным является кузов типа «бункер» с открывающимися бортами. Строительные грузовики, как правило, имеют возможность разгрузки только назад и, соответственно, только один откидывающийся борт кузова, который вмещает до 15 т груза. Днище кузова нередко подогревается выхлопными газами двигателя, что в зимнее время предотвращает примерзание влажного грунта или песка к металлу. Наклон ковша кузова выполняется механически с помощью гидравлического привода — телескопической гидравлической штангой.
Недостатки и преимущества самосвалов
Основными недостатками рассматриваемой техники перед обычными грузовиками с неподвижно закрепленным кузовом является усложнение конструкции автомобиля и уменьшение массы полезного груза. Однако экономия времени и рабочей силы при разгрузке автомобиля настолько существенна, что в настоящее время грузовики и прицепы с опрокидываемым кузовом широко используются во всем мире для перевозки сыпучих грузов самого различного типа — от зерна до необработанной руды. И на любой стройке они также являются незаменимыми помощниками.