В конце прошлой недельной главы мы прочитали о том, что "начал народ распутничать с дочерями Моава. И они звали народ приносить жертвы их божествам, и ел народ, и кланялся их божествам" (Бе-мидбар, 25:1-2).
Где мы встречали то же самое?
Верно, золотой телец!
"...и вознесли жертвы всесожжения, и уселся народ есть и пить, и поднялись забавляться [לצחק лецахек]" (Шмот, 32:6).
Слово לצחק лецахек, переводимое в данном контексте, как "забавляться", в Торе часто используется как эвфемизм разврата. Итак, в случае с золотым тельцом идолопоклонство привело к разврату, в нашем же случае разврат привёл к идолопоклонству.
Какая связь двух этих явлений, приводящих одно к другому?
Когда мы говорили о проступке золотого тельца, мы обращали внимание на то, что одной из причин создания золотого тельца, было желание создать постоянный
канал связи с Творцом.
Ведь золото – один наиболее стойких матерьялов.
Творец ответил отрицательно, потому что нельзя строить отношения, когда пропадает самое важное в них: элемент нового личного вклада, а вмести с ним близость и интимность.
По той же самой причине опасна молитва, которая стала рутиной. Блуд обладает той же характеристикой: без любви и духовности нет интимности и Взаимоотношения.
Утоляется эгоистичное желание наслаждения.
Мы также обращали внимание, что любые вещи или концепции, становясь из средства достижения духовной цели самоцелью, превращаются в идолов.
Раньше мы говорили об опасности превращения концепции свободы в самоцель, а теперь тоже самое говорим о сексуальной энергии. Секс как самоцель, то есть просто достижение удовольствия – это идолопоклонство. Думаю, у многих это вызывает удивление: средством для достижения какой цели является секс?
Он- средство максимального проявления Всевышнего (Шхины) в этом мире.
Самая известная книга кабалы Зохар пишет:
" Б-ное присутствие ( Шхина) прибывает на супружеском ложе, когда оба мужчина и женщина едины в любви и святости.
После разрушения Храма, спальная каждого дома, считается частью Святая Святых".
Сегодня ни западное общество со своей религией или без неё, ни восточное не дошли до этого понимания. Физические отношения либо отрицаются как "греховные", либо рекламируется миллионом способов усиления удовлетворения; но без любви и духовной цели, сам инструмент нивелируется.
Пинхас прервал сексуальные отношения которые велись в первую очередь ради политических целей, то есть были идолопоклонством, и восстановил мир и интимность с Творцом. Пинхас в нас – это часть нас, которая синхронизируется с ревностью Творца, и убивает в нас использование интимных отношений для доминирования или соблазнения, не говоря уже о блуде.
Комментаторы говорят, что это также была первая ошибка Адама, которую мы ещё не исправили. Адам и Хава имели интимные отношения до шабата, и из-за отсутствия святости шабата, не смогли избежать эгоизма в этих отношениях. А эгоизм и есть змей, который вошёл в них в этот момент. Исправление этой ошибки – это исправление человечества.
Мне задали вопрос:
Если действо Пинхаса – это хорошо, то готовы ли мы приветствовать такие же подвиги сегодня?
Ответ: Такие же подвиги сегодня, то есть готовность пожертвовать собой, чтобы остановить уничтожение народа, я, конечно, готов приветствовать.
Просто сегодня эта готовность будет иметь совсем другие формы.
Чем отличается поступок Пинхаса от фанатизма?
Рав Давид Форман приводит следующее объяснение. Когда на горе Синай Б-г говорит Моше, что народ сотворил золотого тельца, и Моше надо уйти, а Творец их уничтожит, Моше умоляет Творца этого не делать. Но спустившись вниз, он разбивает скрижали , сжигает тельца, убивает тех, кто принимал в этом активное участие (3 тысячи человек). При всём этом Моше работает как "понижающий трансформатор".
Гнев Бесконечного Творца не сравним по мощности с гневом человеека. В результате народу удаётся выжить.
Пинхас делает то же самое.
Идёт мор. Мор – не эпидемия, при эпидемии люди заболевают и зачастую умирают. От мора за минуты умирают тысячи людей. Гнев Творца очевиден и его проявление фактически является чудом, то есть выходит за рамки природных явлений. Пинхас берёт этот гнев на себя, убивает двоих и прекращает мор.
Механизм тот же, что и в ситуации с золотым тельцом.
А вот и обратные случаи.
Пинхас становится пророком Элияhу. И поскольку сказано, если евреи будут служить идолам, то будет засуха, а засухи нет, Элияhу объявляет: засуха! И, конечно, приходит засуха. Позже Элияhу говорит Творцу: "Я взревновал за Тебя". Ответ Творца: "Тебе пора здесь заканчивать".
То же происходит с Моше у скалы, когда он разгневался и ударил её. Творец не гневался на народ. И комментаторы говорят, что это одна из причин, почему Моше не зашёл в Землю Израиля.
То есть Творец говорит: "Когда лидеры берут ответственность и уменьшают Мой гнев, – это прекрасно. Но когда они начинают гневаться за Меня, Мне это совсем не нужно."
Теперь понятна и сегодняшняя ситуация.
Творцу не нужны "ревнители", которых Он не просил изливать Его гнев. Поэтому эти люди изливают свой гнев, их действия являются фанатичными, а не духовными.
Эпидемия, идущая сегодня, – это ассимиляция. Если мы хотим сегодня взять на себя часть того, что чувствует Творец по отношению к нам, у нас, как мне кажется, есть несколько возможностей.
Говорит Талмуд (Брахот, 3а), из Храмовой горы каждую полночь раздаётся рёв льва и стенания горлицы – это Шхина плачет о своих детях, ушедших от Творца. Этот плач обычно никто не слышит.
Но можно проснуться в hалахическую полночь и почувствовать боль Шхины.
Можно сказать специальную молитву "Тикун Хацот".
А можно просто поговорить с Творцом своими словами. О боли, когда уходят дети, уходят в никуда...
Упражнение.
Пинхас в нас
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь
Спросите где Пинхас во мне?
Найдите Пинхаса в себе, и гармонизируйте эту часть себя с ревностью Творца.
Чтобы убрать блуд, желание доминировать и/или соблазнять.
Для этого нужно почувствовать каждую из этих частей в себе.
Узнайте что они на самом деле хотят, и предложите им достойную замену
Заменим их на энергию любви, интимности и взаимности.
Это по настоящему достойная работа.
Пинхас устранил причину мора. Сегодня причина разрушенного – не восстановленного – Храма в синат хинам (беспричинный ненависти). Сегодня "קנוא" "кано" ("ревнитель") Творца должен со рвением бороться с беспричинной ненавистью, и с невежеством в духовных аспектах жизни.
Рав Ноах Вайнберг спрашивает: "А что такое беспричинная ненависть?"
Ведь у человека всегда множество объяснений, когда он ненавидит кого-то.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы один спросил другого, в чём причина, что тот кого-то ненавидит, а тот ответил, что не знает... просто беспричинная ненависть.
Рав Вайнберг говорит, что, когда еврей ненавидит другого еврея, а не то, что тот делает, это всегда синат хинам.
Мы помним, что сущность человека – его Б-жественная душа, сделанная Всевышним идеально, а мысли, эмоции и поступки – одежды души, которые могут быть очень чистыми и красивыми, а могут оказаться и очень грязными.
Мы также помним запрещение критиковать сущность человека, а не его взгляды или поступки.
Вспомним множество законов из Парши БаХар "Не причиняй боль словами",
а также упражнение № 14 "Тохеха – Упрёк" из книги "Перевоплощение".
А вот сегодняшние упражнения будут направлены на вырабатку в себе привычки только позитивной критики.
Упражнение
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
Подумайте о случаях когда вы критиковали людей, а не их поступки.
Скажите себе: "Такая критика несправедлива и запрещена".
Почувствуйте, насколько она не гармонирует с присутвием Творца.
Спросите у этой части , когда она научилась так критиковать других.
Вернитесь туда и объясните этой части, как по законам позитивной критики правильно разговаривать с человеком.
Выработайте в себе привычку всегда отделять сущность человека от поступков.
Упражнение -2
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
Подумайте о случаях когда вы критиковали детей, а не их поступки.
Скажите себе: "Такая критика несправедлива и запрещена, тем более по отношению к ребёнку".
Так же почувствуйте, насколько она не гармонирует с присутвием Творца.
Посмотрите, когда эта часть научилась так критиковать детей.
Не напоминает ли эта часть кого то из критически настроенных родителей?
Возможно это и пришло из вашего детства?
Вернитесь туда и объясните этой части, как по тем же законам правильно разговаривать с ребёнком.
Упражнение -3
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
Подумайте о случаях когда вы критиковали себя, а не свои поступки.
Скажите себе: "Такая критика несправедлива и запрещена, тем более по отношению к себе".
Почувствуйте, насколько она не гармонирует с присутвием Творца.
Посмотрите, когда эта часть научилась так критиковать себя.
Вернитесь туда и объясните этой части, как правильно разговаривать с собой.
Упражнение -4
ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.
Почувствуйте присутствие Творца и Его любовь.
Подумайте, кто среди ваших близких также неправильно критикует людей.
Подумайте, как чувствуя присутствие Творца можно сказать ему/ей об этом.
Шавуа Тов
автор текста: р. Ефим Свирский
иллюстрация: профессиональный художник Изроэль Горелик