Насколько свободен преподаватель? Важна ли свобода в преподавании и обучении? Как свобода влияет на эффективность?
После многих лет работы преподавателем, я задумалась над казалось бы простым вопросом — какая степень свободы нужна преподавателю и ученику (ученикам), чтобы занятия были максимально эффективными? И вообще, должна ли вообще быть какая-то свобода? Может, просто преподавателю нужно четко следовать методике преподавания, а ученику нужно следовать методике обучения и все. Никакой свободы и вольности? Или, наоборот, предоставить, максимальную свободу обеим сторонам?
Поделюсь своими мыслями и наблюдениями и прошу коллег преподавателей, студентов и психологов поделиться своими мыслями, чтобы получить более цельную картину по этому вопросу.
Сразу хочу заметить, что степень свободы будет значительно различаться в разных областях знаний, например, творческие специальности требуют большей свободы, технические, наоборот, меньше. Так как я преподаю английский язык, и лучше ориентируюсь именно в этой области, то примеры буду брать из преподавания английского.
Итак, хочу выделить несколькостепеней свободы.
1) Анархия. Свобода настолько полная, что хуже некуда. Преподаватель делает, что хочет: хочет — готовится к уроку, не хочет — не готовится, может, вообще на занятие не прийти… Эти случаи встречались достаточно редко, в основном, такое случается в школах или ВУЗах. Когда я работала в школе и вела уроки у шестиклашек, обнаружилось, что многие из них совершенно не знают программу предыдущего года. На вопрос, почему, получила примерно такой ответ: «В прошлом году у нас вела английский учительница Х, она давала нам тест и разговаривала по телефону весь урок, тесты никогда не проверяла, поэтому мы ничего и не выучили». Детская непосредственность, взрослая безответственность.
С обратной стороны, ученики, которые не приходят на занятия, ничего не делают, не помнят, как зовут преподавателя и проч. (классические студенты) При такой степени свободы с обеих сторон эффективность обучения равна нулю.
2) Диктатура. Преподаватель подчинен строгой системе: есть методика, которой нужно следовать, всякое отступление от правил расценивается как непозволительная вольность и наказывается. Есть система оценки работы преподавателя, которая включает много пунктов и подпунктов. Преподавателя оценивают методисты и ученики, очень часто ставится оценка за преподавание. Где было замечено? Обычно, это свойственно очень хорошим школам иностранных языков с прекрасной репутацией и высокой эффективностью обучения.
Если при этом ученики также нацелены на результат и есть жесткий критерий оценки, которую ставит преподаватель или рейтинговая система (в языковых школах бывает редко, чаще — в ВУЗах или лицеях). При таком подходе с двух сторон эффективность приближается к 100%
Однако, в этом случае, могут наблюдаться «побочные эффекты», такие как «выгорание преподавателя» или «перегорание ученика», это достаточно сильный стресс, и как следствие — может вообще произойти отказ от преподавательской деятельности (со стороны преподавателя) или резкий отказ от обучения (со стороны ученика).
3) Небольшая импровизация. Это обычно касается системы, в которой есть место для небольшой импровизации со стороны преподавателя. Таким образом, преподаватель может добавлять в жесткую структуру урока нестандартные задания, игры, видео, аудио на его усмотрение и проч, обычно так и происходит в небольших школах иностранного языка, где система не такая жесткая.
С другой стороны, и ученики могут добавлять немного импровизации к учебному процессу, творчески готовясь к занятиям.
Эффективность такого обучения достаточно высокая, на мой взгляд 90-100%, но в этом случае, преподаватель должен быть профессионалом и обладать харизмой и хорошим «вкусом» по отношению к выбору материала, т.к. неинтересные, непонятные или нелогичные задания вызовут обратную реакцию — нежелание учиться и ощущение зря потраченного времени.
Со стороны ученика, важно не перестараться и не перетянуть одеяло на себя, т.к. в группе обычно несколько человек.
4) Полная самостоятельность. В этом случае контроль не нужен совершенно. Преподаватель харизматичен, обладает огромным опытом, постоянно совершенствует свои знания и умения. Кроме преподавания, он является прекрасным психологом и выстраивает взаимодействие с учениками так, что эффект достигается при очень комфортном обучении. Такие случаи редки, обычно это — опытные преподаватели, обладающие своей системой и стилем преподавания. В этом случае эффективность приближается к 100%, но и уровень психологического комфорта также приближается к 100%, это означает, что ученики не просто освоят какой-то предмет, но и полюбят его, возможно, на всю жизнь.
Со стороны учеников, также возможна такая ситуация, обычно, если ученик сам является преподавателем, или у него есть своя система обучения, он знает свои сильные и слабые стороны, может сам себя мотивировать, ищет дополнительные возможности для практики и отработки пройденного материала. Самостоятельный ученик в тандеме с самостоятельным преподавателем составляют идеальную образовательную систему.
Подведу итог. На мой взгляд, в обществе существуют все 4 модели, и каждая их них имеет право на жизнь. 1-ая модель хороша для избежания изучения совершенно ненужных предметов, 2-ая — для быстрого результата, например, подготовки к экзаменам в сжатые сроки. 3-яя и 4-ая модели нравятся мне гораздо больше, особенно 4-ая, однако они требуют осознанности и опыта. При этом, кроме отличного результата, получаешь психологический комфорт, удовольствие от процесса обучения и иногда бонусом — новых друзей. Однако, обучение — процесс двухсторонний, поэтому, если преподаватель работает по одной модели, а ученик учится по другой, то результат будет меняться соответственно.
По какой модели работаете (или учитесь) вы? Совпадает ли это с тем, чего вы хотите? Встречались ли вам необычные примеры 4-ех моделей?