Найти тему
Техносказки

Матрица, будущее и VR

– Но я читал, что она была самой прекрасной… – Ну да, – кивнул сержант. – Ты больше книжкам верь… – Это так называемая метамфора, – быстро вмешался Ринсвинд. – Сам подумай, ну кто будет читать о войне, которая ведется из-за… из-за довольно приятной особы, умеренно привлекательной при хорошем освещении?.
Терри Пратчетт, “Эрик, а также Ночная Стража, ведьмы и Коэн-Варвар”

Современный мир не нуждается в Большой войне - по крайней мере потому, что воевать современным людям особо не за что. Человечество отошло от каннибализма, свобода перемещения мужчин и женщин через большинство границ практически не ограничивается, природные ресурсы можно добыть с морского дна или получить с перерабатывающих заводов и свалок. Большинство рынков поделено, а единственный по-настоящему значимый ресурс, энергия, позволяет насыпать острова и обращать пустыни в цветущие оазисы.

Базис одного из старейших конфликтов и краеугольный камень человеческой цивилизации - врожденные различия, погоня за наиболее привлекательными (по меркам конкретной личности) партнерами, конкуренция и сублимация, постепенно отходит в небытие. Уходит и второе важнейшее основание для конфликта: потребность убивать, чтобы жить. Почему? Давайте разберемся!

Эволюция конфликта научила агрессивные меньшинства ловко дискриминировать представителей неорганизованного большинства. В обществе сформиловалась обширная каста патерналистов: людей, предпочитающих “сбыть с рук” любую ответственность, подменив ее псевдосвободой и кажущейся простотой определенности жизненного пути.

Уход человека от состояния жертвы требует принятия личной ответственности за свою судьбу и решения. Государства и олигополии перестают обеспечивать комфортное существование большинства граждан, вынуждая людей разыскивать подходящие локальные системы самостоятельно. Иными словами, в наш мир постепенно возвращается ответственность.

Кластеризация сглаживает изначальный конфликт - вместо того, чтобы навязывать обществу личные заблуждения, системы ценностей и стереотипы, люди находят форумы, группы, чаты и виртуальные общины единомышленников, разделяющих общие архетипы, культурный код и мировоззрение.

В физической реальности те же тенденции прослеживаются во всевозможных коливингах и коворкингах, объединяющих людей со схожими убеждениями, устремлениями и целями.

Продуктивность людского общения растет, конфликт, напротив, отходит на второй план. Альтернативное общество строится на просторах сети - современного Дикого Запада, сочетающего в себе элементы децентрализации, детерриторизации, либертарианства и анархии.

Виртуальность избавляет не только от конфликта, но и от страха - в частности, в ближайшие годы люди получат возможность преодолевать фобии, не подвергаясь реальной опасности. Выступления и презентации, проводимые перед симулированной аудиторией, контакт с нарисованными пауками, тренажеры, развивающие социальные и иные навыки - VR укрепит требуемые черты личности и ускорит процесс обучения, а главное - в Сети каждый человек станет тем, кем он всегда хотел стать.

Мир будущего - это мир индивидуальной ответственности, воли, возможностей, свободы и опыта. “Матрица”, которая удерживала людей страхом, теряет актуальность - ее сменяет реальность, которая “пленит” людей обилием путей и возможностей.

Перемены к лучшему идут повсеместно, впрочем, торопить их не следует. Как бы нам ни хотелось поскорее взглянуть на мир 2.0, темпы прогресса практически идеальны - в ином случае, волны перемен могли бы спровоцировать катастрофические последствия.