Некоторые автовладельцы не обращают особого внимания на свет, излучаемый передними фарами, — пока во время вождения в темное время суток они не перестают видеть то, что находится спереди на дороге. Ксеноновые фары дают более яркий свет лучшего спектра, чем обычные галогенные фары. Но для непосвященных этот вид фар может быть очень незнакомым. В данной статье мы рассмотрим, что такое ксеноновые фары, как они работают, а также плюсы и минусы их установки на автомобиль.
Из чего состоят ксеноновые фары
В отличие от традиционных галогенных фар, в которых используется газообразный галоген, в ксеноновых применяется ксенон — газообразный химический элемент, который может излучать яркий белый свет, если через него пропустить электрический ток. Ксеноновые лампы также называют разрядными лампами высокой интенсивности (HID), что связано с интенсивностью света, даваемого газообразным ксеноном.
Впервые ксеноновые фары были установлены на седаны BMW 7-й серии — в 1991 году. С тех пор и другие крупные автопроизводители начали устанавливать эти системы освещения в своих моделях. В общем случае установка ксеноновых фар может повысить стоимость автомобиля.
Ксеноновые фары состоят из следующих элементов.
Газоразрядная лампа
Это сама ксеноновая колба, в которую заключен газообразный ксенон в смеси с другими газами. Когда электрический ток достигает этой части системы, начинает излучаться яркий белый свет, характерный для HID-систем. Здесь находятся электроды, на которых происходит «разряд» электрического тока.
Балласт для ксеноновой лампы
Это устройство зажигает газовую смесь в ксеноновой лампе. Ксеноновые HID-системы четвертого поколения могут давать высоковольтный импульс напряжением до 30 кВ. Данный компонент управляет включением ксеноновой лампы и позволяет быстро достичь оптимальной рабочей фазы. После выхода лампы на оптимальную яркость балласт контролирует мощность, подаваемую в систему для поддержания яркости. Балласт включает в себя преобразователь постоянного тока, генерирующий напряжение, необходимое для питания лампы и других электрических компонентов системы. Также в его состав входит мостовая схема, которая подает в систему переменное напряжение частотой 300 Гц.
Блок зажигания
Как следует из названия, этот компонент зажигает «искру» на ксеноновом блоке. Он подключается к ксеноновому балласту и в некоторых поколениях может включать в свой состав металлический экран.
Как работает ксенон?
Обычные галогенные лампы работают, пропуская электричество через вольфрамовую нить внутри лампы. Поскольку колба также содержит газообразный галоген, она взаимодействует с вольфрамовой нитью. Он нагревает нить накала, позволяя ей светиться.
Ксеноновые фары работают по-другому. Для начала, лампы HID не содержат нити накала, через которую проходит электричество. Вместо этого он работает путем ионизации ксенонового газа внутри колбы.
Есть три стадии работы ксеноновых ламп HID.
Зажигание
Когда вы включаете ксеноновую фару, электричество проходит через балласт и к электродам колбы. Это зажигает и ионизирует ксенон, а также создает «мост» между электродами.
Нагревание
Ионизация газовой смеси приводит к быстрому повышению температуры. В то же время наблюдается снижение сопротивления между электродами.
Яркий свет
Ксеноновый балласт обеспечивает постоянную мощность лампы около 35 Вт. Это позволяет лампе работать в полную силу, обеспечивая яркий белый свет.
Важно помнить, что ксеноновый газ используется только в начальной фазе освещения. Поскольку другие газы внутри колбы ионизируются, они заменяют ксенон и обеспечивают яркое освещение. Это означает, что может пройти некоторое время - часто несколько секунд - прежде чем вы сможете увидеть яркий свет, который вы ожидаете от HID фары.
Преимущества ксеноновых фар
Использование ксеноновых фар HID имеет несколько преимуществ по сравнению с обычными галогенными лампами.
Ярче, больше естественного света
35-ваттная ксеноновая лампа может выдавать до 3000 люмен. Ватт-сопоставимая галогенная лампа может набрать всего 1400 люмен. Цветовая температура ксеноновой системы также имитирует температуру естественного дневного света, которая составляет от 4000 до 6000 Кельвинов. С другой стороны, галогенные лампы дают желто-белый свет.
Более широкое покрытие освещения
Мало того, что лампы производят более яркий, более естественный свет; они также обеспечивают освещение дальше по дороге. Ксеноновые лампы распространяются шире и дальше, чем галогенные лампы, что позволяет вам вести машину намного безопаснее ночью на высоких скоростях.
Более энергоэффективны
Это правда, что ксеноновые лампы потребуют больше энергии при запуске. Однако при нормальной работе они потребляют гораздо меньше энергии, чем галогенные системы. Это делает их более энергоэффективными; хотя это преимущество очень мало.
Недостатки использования ксеноновых фар
Хотя ксеноновые фары обеспечивают исключительную естественную яркость, подобную дневному свету, у них есть некоторые недостатки.
Довольно дорого
Ксеноновые фары стоят дороже, чем галогенные лампы. И хотя они стоят дешевле, чем светодиодные системы, их средний срок службы гарантирует, что вам необходимо заменить систему HID как минимум 5 раз, в отличие от галогеновых фар.
Очень яркий и ослепляющий свет
Ксенон дает очень яркий и "выжигающий глаза" свет, который может быть опасным для приезжих автомобилистов. Блики могут ослепить водителей и стать причиной ДТП.
Может потребоваться дооснащение существующих галогенных фар
Если у вас уже есть галогеновая фара, установка ксеноновой системы освещения может быть довольно сложной. В то время как доступны ксеноновые комплекты для модернизации, вам необходимо иметь базовые знания в области автомобильной электроники, чтобы правильно выполнить настройку.
Требуется «нагрев» для достижения полной яркости
Включение галогеновой фары дает вам полную яркость в мгновение ока. Для ксеноновой системы HID вам понадобится несколько секунд, чтобы «нагреть» лампу и довести ее до полной рабочей мощности.
Ксеноновые фары очень популярны в наши дни благодаря яркости, которую они обеспечивают. Как и все остальное, у этого типа системы освещения автомобиля есть свои плюсы и минусы. Вы должны трезво взвесить эти факторы, чтобы определить, нужны ли вам ксеноновые фары или нет.
Огромное спасибо за прочтение моей статьи!
Пожалуйста, подпишитесь на мой канал и просто поставьте лайк этому посту.
Буду также благодарен за любой репост в соц. сети :)
Написание качественных статей очень большой труд и я рассчитываю на вашу поддержку.