Кому это читать: тем, кто интересуется зомбиапокалипсами, конечно! Отдельная услада – что все происходит в современной нам России, а не на какой-нибудь чуждой техасщине. Так все банально, что даже мило. Уж сколько мы смотрели-пересмотрели сериалов с тем же примерно сюжетом, крен то туда, то сюда, - ан нет, и Андрей Круз, даром что роман, тоже уютно заходит прямо в мозг со всеми минусами.
Книга входит в цикл «Вселенная эпохи мертвых», в котором какое-то невероятное количество книг других авторов. Конкретно же Андрея Круза три Эпохи:
«Эпоха мертвых. Начало»
«Эпоха мертвых. Москва»
Эпоха мертвых. Прорыв».
Но в этом же цикле есть еще трилогия «Я! Еду! Домой!» и рассказ «Мертвый Лерой» с какой-то на диво мерзкой аннотацией к нему.
Тест Бехдель не пройдет.
Моя оценка 5 из 10.
Что там происходит: ученые напортачили, на свободу в центре Москвы вырвался вирус. Умершие люди восстают и становятся агрессивными, а при доступе к еде (а едят они, конечно, других людей) – вообще мутируют бог весть во что, но быстрое и зубастое. Про мутантов мы, надо полагать, подробнее узнаем в других книгах трилогии, в «Начале» их тема не особенно раскрыта. Роман представляет собой серию глав, в которых в хронологической последовательности, с редкими флешбеками в недавнее прошлое, рассказывается о разных людях, как имевших отношение к проекту, так и совершенно посторонних, и их попытках выжить.
Из плюсов: чудесно отвлекает от реальной жизни. Достаточно интересно, чтобы не бросить на середине, если читатель обладает чудесным даром пролистывать описания оружия и машин, которыми книга изобилует.
Из минусов: женские персонажи сливаются в какое-то невнятное «оно» и конечно же, не обладают субъектностью, даже если стреляют не хуже Людмилы Павличенко, участвуют в экологических акциях, возглавляют предприятия и так далее. С мужскими характерами тоже все не очень гладко. Собственно, он один. Главный герой – мутный тип! Как-то он умудрился и ученым стать, пусть должность его и не особенно высока, - и воевать умеет, и стрелять, и выживать. Все остальные персонажи-мужчины второго плана либо не высовываются, либо стремительно погибают.
Зато антагонисты хорошо вышли у писателя. Мерзкие на удивление.
Шер-лайк-репост, и спасибо вам за комментарии, а еще вас могут, если уж вы досюда дочитали, заинтересовать другие романы отечественных и не только авторов сходного плана:
Андрей Рубанов, «Хлорофилия» - фантастика.
Эдуард Веркин, «Остров Сахалин» - современная проза - пост-ап, ничего не осталось, только Япония и Сахалин.
Наталья Шнейдер, Дмитрий Дзыговбродский «Сорные травы» - конец света глазами врачей.
Александр Громов, «Мягкая посадка» - земля замерзает, люди тупеют.
Сергей Тармашев, «Наследие» - люди живут в куполах, потому что планета отравлена.
Алексей Пехов, Андрей Егоров «Последний завет» - люди живут в руинах цивилизации, поделившись на кланы.
Ким Стэнли Робинсон, «Дикий берег» - пост-апокалипсис, социальная фантастика.