"Высокомерие" - как в школе на "Русском языке", разбор слова по составу:
"Высокомерие" - есть расхожее понимание этого слова, как "гордое надменное поведение по отношению к окружающим", так в словарях и пишут. Хорошо.. А теперь вглядимся в само слово и прочувствуем его составляющие. А составляющие - очень говорящие, "высоко" и "мера".
Увиделась мне однобокость расхожего понимания слова данного. А в мире мы живём дуальном, где всё на два делится, есть свет и есть тьма.
Тёмная сторона высокомерия - это создать себе "пьедестал", и с него на людишек мелких вокруг поглядывать. Минус тут в том, что такая форма высокомерия рождается, как правило, травмой, неприятной ситуацией в прошлом. К примеру, тюкнули тебя болезненно ребяты из соседнего двора, опустили морально, и рождается стратегия - вырыть вокруг себя ров с крокодилами, внутри замок построить и в нём трон. С этого трона с людьми общаться. Внешне, как словари и говорят, - выглядит надменно и гордо. А для чего и почему? А потому что страшно людей к себе подпускать, обидеть ведь снова могут, как когда-то. А не хочется снова это проживать, больно потому что. Внутри мальчик или девочка обиженная боится, а наружу - высокомерит по полной.
Такое высокомерие впору назвать "компенсаторным". Маска-реакция. Человек в плену у такой маски, не особенно её осознаёт. Мне по этой маске щелчков в Лидерской программе надавали, ещё в 2006 году. Лечился весело - за проявленное высокомерия ботинки остальным в группе чистил! 30 пар почистишь - доходить начинает, что "пьедестал", с одной стороны, защищает, а с другой - проблемы создаёт, отношения портятся, люди сторонятся.
Есть другой аспект ВысокоМерия. Когда Мерой высокой меряешь. Себя, людей, явления в миру - всё! И это другое. Присутствует когда нечто важное, сутевое, относительно чего ты свою жизнь выстраиваешь. Это и даёт тебе Меру. Например, знание, от учителя получаемое.
Вот есть ученик, учится он у Учителя знанию. Конечно же, речь не о нынешнем образовании и школах. Учитель не сам знает, а у своего Учителя знанию учится. А тот у своего. И уходит так вверх вертикальный канал, ведущий к источнику светлому, привносящему ясность. Мнение ученика состоит из личностного аспекта и того, что через него из источника приходит. И ближайший Учитель в этой вертикали - важный человек, врата, портал, через который в жизнь ученика свет, ясность знания приходит. Чем больше "прилегает" ученик к учителю, тем чище его личностный аспект становится, меньше фона.
Обиделась тут одна, ситуация простая:
- Евгений, я хотела бы своё личное мнение по поводу Вашей деятельности высказать, как и когда я могу это сделать?
- Никак, говорю, и никогда.
- Как это так? Вам, что совсем не интересно, что я по этому поводу считаю?
- Нет, говорю, не интересно. Вопросы можешь задать, а мнение - ... лучше друзьям расскажи, мне оно не надо.
- Вы, Евгений, высокомерный человек, Вам расти надо, прорабатывать это негативное качество.
Или товарищ говорит - что, дескать, почему ты в своём чате выпускников "О мужском" в полемику не вступаешь, когда мнения идут вразнобой?
Да просто всё: можно говорить мнение "личное", то есть из того опыта, что в этой жизни получен конкретным человеком, из его текущей парадигмы. Вес у этого "мнения" один. Представляя Учителя в миру, говоришь не своё мнение, и даже не его, а того, что выше находится. Понятное дело, что всё равно у большинства фоны личностные будут идти, у меня вот точно будут))
Но это форма, а суть ученику совсем не принадлежит, она Учителю принадлежит. Да даже и не Учителю, и не учителю его учителя, выше она, лишь проводить человек может сюда её. Меру даёт такая вертикаль. Полемика же ставит на один уровень, в равные положения, "личное мнение" самодостаточного человека (читай - ребёнка) и то, что Учитель сказал. А как это они могут быть равны? Выходит, либо человек-ребёнок настолько "высок", либо Учителя надо как-то опустить до этого уровня. Учителя опускать - не гоже, неправильно это. Задача младшего - наоборот, поднимать его своей поддержкой, и самому в этом процессе подниматься, позволяя своим ведомым младшим помогать тебе.
Официально заявляю на своей странице - для вопросов открыт, для "личных мнений" - закрыт. Мне их не надо нести, оставьте своим друзьям, так весело можно провести время за интеллектуальной беседой, например. Мне - не надо. Надо будет - я к Учителю схожу и спрошу у него.
Болен я ВысокоМерием, меня пока ещё не вылечили!)