Найти в Дзене
Season Passed

У реальности нет правил: интервью Season Passed с Mr. Freeman

Кто из вас не знает черно-белого человечка, называемого «Мистер Фриман»? Да, это тот самый персонаж с одноименного YouTube-канала. Да, это тот самый веб-проект, появившийся в сентябре 2009 года и завоевавший сердца поклонников по всему миру. Да, тот самый, которого озвучивает гениальный российский актер Вадим Демчог, создатель легендарного «Фрэнки-шоу», нетипичных и интереснейших актерских тренингов, помимо прочего, занимающийся озвучкой аудиокниг.
(Season Passed одобряет).

Человек, подаривший голос Мистеру Фримену — Вадим Викторович Демчог.
Человек, подаривший голос Мистеру Фримену — Вадим Викторович Демчог.

Но за созданием веб-сериала стоит не один Демчог. Здесь крайне разносторонняя команда трудолюбивых и авантюрных людей во главе с их духовным лидером Павлом Мунтяном. И вся эта команда не только вдохнула жизнь в мультяшного «Тайлера Дердена», но и воплотила в реальность значительное количество эпизодов с монологами, расшатывающими скучный, порочный и такой… никакой образ жизни современного обывателя.

Но не будем ходить вокруг да около. Нашему порталу удалось связаться с самим мистером Фриманом, и его альтер-эго – Вадимом Демчог. И записать крайне нескучное интервью. И мы хотели бы его начать, читатель, цитатой самого Вадима Викторовича. Вперед, к границам рутинной работы сознания!

«На все ваши вопросы я буду отвечать из разворота многовариативности. И если есть желание трактовать и видеть меня так — то это ваш способ восприятия реальности. Если есть желание трактовать меня по-другому — ок, пусть будет так, я счастлив с вами разговаривать. В любом случае — все есть ваш собственный интеллектуальный багаж. Не очень хорошая фраза, но: «я сейчас в том статусе, что могу позволить миру иметь любое мнение о себе». То есть, ты наконец-то вышел за пределы этой бесконечной гонки за право быть каким-то — ты больше не мишень. И это очень важная позиция. В тебя больше невозможно попасть. Помнишь как в «Матрице»? — и пули зависли перед ладонью… «Ты больше не мишень!». © Вадим Демчог

Позвольте реальности быть живой. Вадим Демчог
Позвольте реальности быть живой. Вадим Демчог

Я бы хотел обратиться к вам, как к Мистеру Фримену и спросить — черно-белая гамма, в которой вы существуете — это насмешка над тем, что люди делят все на черное и белое?

— Опять же, начну с отсылки к уже сказанному. Вы имеете право иметь любые трактовки относительно видимого. Это ваш контекст считывания информации, который подготовлен, взрощен, и заряжен определенным способом восприятия. И поэтому я говорю о том, что мой мир, моя версия игры с миром — очень неопределенная, скользкая… Поймать за хвост этот способ мышления очень непросто. Нужно владеть искусством расставления ловушек.

Мир имеет не 7 цветов и не 7 звуковых сочетаний — это бесконечное перетекание, многоплоскостность, и многовариативность — бесконечная живая игра. Как только ты схватываешь, запечатлеваешь, меня или кого-либо, в какую-то законченную формулу — ты убиваешь. И интеллектуальная попытка определить мир — это технология убийцы. И пришла пора человеку взять, наконец, ответственность за эту глубинную кровожадность. Жизнь невозможно остановить, сфотографировать раз и навсегда. В современном мире технологии убийства больше не работают. Позвольте реальности быть живой. Она находится в бесконечном потоке творчества своего многообразия, постоянно перетекает, постоянно играет, non stop, каждое мгновение, через секунду она уже не такая, какой была секунду назад: и прямо сейчас, она уже не в той конфигурации, не в том химическом составе, не в той цветовой гамме, не в том звуковом образе, в каком была секунду назад.

Дальше и спрашивать-то не о чем. Белый цвет — конечно же вмещает в себя весь состав радуги, все цветовые сочетания, а черный — дает берега, границы. Точка, точка, запятая… и появился миссиозный персонаж, который вдруг стал транслировать какую-то энергетику. А дальше — многомиллиардный океан трактовок, версий, эмоциональных принятий и непринятий, отторжений, внутренних импринтов, детских трансов, что вдруг стали зачерчивать пространство огромным количеством способов трактовать происходящее.

-3

Мистеру Фримену близки восточные религиозно-философские течения или учения?

— Ни одно из восточных течений нельзя назвать религиозным. Все это не философия, не психология, и не религия. Этот творческий контекст обычно называют Дхарма — то, каким все является. Это особый взгляд на жизнь, который невозможно вычленить из самого потока жизни. Это контекст вне двойственности, вне разделения на то, что ищет, и то, что ищется. Если взять буддизм или индуизм, мощные концетративные течения — адвайта-веданта, кашмирский шиваизм, и др. — они все представляют из себя взгляд на жизнь, который я буквально секунду назад оформил. Взгляд о том, что мир — живой. Он не мертвый. Он представляет собой бесконечно играющую, взаимообогащающую, бесконечно перетекающую из одной формы в другую.

Если взять статистику, то, современный человек все больше не доверяет жестким взглядам на жизнь. И вообще жесткий взгляд, касающийся того, чтобы иметь свой дом, свою машину, свой бизнес, и т. д. — все больше уступает место все более свободным конструкциям. Дома, машины, бизнесы — арендуются, люди все больше — фрилансеры. И тем самым манифестируются стиль жизни, как потоковая система. И эта тенденция будет нарастать все больше и больше. Люди все больше будут симпатизировать свободному стилю построения отношений и в брачных контекстах, и в политических, и в религиозных, в моделях отношений с информацией, деньгами, в законодательных и образовательных структурах, и т. д.

В 62-й серии Фримен говорит о революции сознания, бескровной революции, изменениях внутри каждого из нас. Верите ли вы, что это возможно в массовом порядке? И если да, то где та точка невозврата?

— Я не верю и не не верю. Опять же, используя свой фирменный стиль ускользающего, прозрачного, многомерного персонажа, которого невозможно схватить и упаковать в ту, или иную формулу, потому что я предполагаю возможность, но ничего не планирую утверждать. Это мой основной защитный механизм. Я никогда ни к чему не призываю, и стараюсь никогда ничего не утверждать, я тку свою реальность из вариантов возможностей, предложенных мне, я играю.

Я готов проявляться через наивные эмоциональные ролевые отождествления, что восторгаются мужеством тех, или иных героев, что ради той, или иной идеи, готовы пойти на баррикады. Сам же я никогда этого не сделаю. Моя позиция — бить по мировоззренческим точкам и транслировать видение живого пространства, живой пульсации и взаимосвязей, живых творческих проявлений. Это единственное, что делает меня счастливым, как на сцене, так и в моих сердечных проектах, и в общении с людьми и миром.

Все мои театральные проекты — они все командные. В этой среде — ничто не запрещается. Нет авторитарных режиссерских позиций. Меня всегда рассматривают как друга, а не режиссера, который диктует: «сделай так, шаг сюда, шаг сюда, а сейчас пошла музыка». Я ничего не указываю и предоставляю поле возможностей, и так, поле предоставленное себе начинает дышать. И каждый может выйти в пятно света, и с яростью отстоять то, что кажется ему ценным и важным. И так все начинает вращаться, кто-то подбрасывает еще и еще, и возникает узор, красота и осмысленность которого зависит не только от меня. Красота картины мира выплетается из огромного количества нитей, иногда противоречащих мне, и так мы понимаем, что каждый атом в пространстве изнывает от желания поиграть с нами. Вот эта удивительная, и крайне творческая, бесконечно радостная позиция. В ней каждый атом вибрирует радостью, и скрепляется любовью, каждый смех только что прозвучавший за окном, все эти люди, проходящие мимо, твои непосредственные улыбки и вопросы — это все образует единый ковер прямо на глазах, здесь и сейчас, возникающей ситуации.

-4

У реальности нет правил. На любую твою попытку создать правила, и запечатать ее к коробку твоих трактовок, она скроит тебе Козью морду. Научные открытия, фактически во всех областях, предоставляют нам бесконечное количество примеров.

Вспоминаете Хокинга?

— И Хокинга тоже, которому, кстати, была посвящена одна из последних серий Фримана. Хотя готовилась не под смерть, конечно же, но так совпало — он умирает в день числа Пи. Как раз на следующий после моего дня рождения… Здесь очень тонкие, как кажется, – мистические, очень глубокие, синхроничности.

Наверняка и Деграсс Тайсон…

— Да. Деграсс Тайсона очень люблю. С каким юмором и с какой легкость, непривязанностью к собственным регалиям он вплетает себя в пространство! Такое ощущение, что он весь соткан из космической пыли, бесконечно вращается, бесконечно живой, с его реакциями, подхватами, провокациями! Один из эталонов современного, живого, ученого, который действительно имеет вес в популяризирующих науку направлениях.

И пока никто не смог опровергнуть теорию о том, что мы живем в виртуальном пространстве…

— То его выступление на YouTube, да, сейчас очень популярно. И это в высшей степени метафора играющей Вселенной. Вся «Матрица» на этом построена, братьев… сестер Вачовски, сорри. И есть другие очень мощные мастера, в приложении у меня начитаны (Demchog прим. ред.) книги этих дядек, что распаковывают эту теорию. В любом случае восточные мастера несколько тысячелетий назад транслировали эти идеи, что все проявляется из пространства осознанности. И осознанность наша не умирает никогда, мы просто сгущаемся из пространства в той или иной форме, и реализуем тот или иной сценарий, тот или иной смысловой или энергетический заряд, что несет собой наш опыт, и снова растворяемся в пустоте. На самом деле, в более поэтических, архаических традициях и контекстах, эта идея — играла, играет, и будет играть человеческим сознанием.

Вы сказали, что вы не одиночка и любите командную работу, а Фримен?

— Фримен — образ, который соткан очень мощной командной спайкой. Он создается в очень интенсивной свалке всевозможных идей, рыхления и т.д. На наших переписках можно строить глубокие научные работы на тему «бирюзовых» контекстов Спиральной динамики. В этих структурах очень трудно выявить лидера. И до тех пор, пока текст или сценарий сам не структурируется в удовлетворяющую всех конструкцию, — работа над ним не заканчивается. Поэтому такие большие перерывы. И будучи ребенком этого стиля, сам Фримен, конечно же несет собой этот «бирюзовый» стиль мышления.

Что на счет Фриленда?

— Фриленд — это свободная территория в виртуальном пространстве. Это идея будоражит наши умы прямо сейчас. И на сегодняшний день она выглядит довольно экстравагантно. Потому что уровень сознания к восприятию этих возможностей, в массовых контекстах, еще не готов. Есть очаги, что воспринимают эту идею восторженно, и видят всю глубину и красоту самой концепции, но на массовом уровне, общество еще не готово к восприятию этой идеи. Очень многие еще держаться за свои частные (личиночные, личностные) интересы. На сегодняшний день, мы проманифестировали Фриленд как идею, и в нужный момент, я уверен, этот манифест естественным образом проявит себя. Как и многие проекты, связанные с моим именем. Они не выстреливают сразу, всегда есть период вынашивания плода и вдруг спустя 3–4–5 лет — время приходит! И проект вскрывается, находит поддержку, массовая аудитория, вдруг, распаковывает глаза: «блин, так это существует уже 4 года или 5, или 7». Точно также, как мне кажется, будет с идеей Фриленда. Я думаю, что в определенный момент сознание людей проявит потенцию к восприятию красоты этой идеи.

Идея безусловно классная, но больно уж дорого стоит паспорт.

— Паспорт? Да, паспорт специально сделан дорогим (17 тыс. долларов прим. ред.). Паспорт сделан не для того, чтобы удовлетворить запрос на приобретение паспортов для въезда в виртуальную историю. Цена действительно очень высокая, это дорогой фетиш, который спустя время предоставит определенные прерогативы людям, что первыми его купили. Какой? — пока секрет. Это элитная история. Поэтому, кто хочет — welcome! А кому не надо — тому не надо.

Mr. Freeman
Mr. Freeman

Когда выйдет новый ролик?

— Сейчас должен выйти ролик по теме — оскорбление личности, где Фримен предлагает оскорбить его. Попробуйте унизить, оскорбить рисованного человечка, или как-либо презреть то, что я из себя представляю. Фримен говорит: «Не можете? Хорошо, я вам помогу»… и начинает предлагать варианты, как они могут его оскорбить или унизить. И это, конечно же, манифест общественной агонии, относительно оскорбления разных личностей, инстанций, законодателей разного рода, самих законов, разных ролевых функций в общественных, и социальных моделях. На самом деле — это так забавно! Люди придумывают себе роли, очень плохо их играют, и потом придумывают законы, по которым зритель не имеет право оскорблять их за плохую игру.

Как только ты выходишь за пределы этих игр — ты начинаешь просто ржать над всем этим театром людей. Они просто не видят с какими ролями себя отождествляют, и что, в итоге пытаются защитить от насмешек. Все это — Сцена. Шоу. Спектакль. Невероятно трогательный и бесконечно наивный драматургический расклад. Каждый в этом шоу мнит себя чем-то, что невозможно оскорбить. Хорошо, отложим все это до момента появления Смерти, когда маску все же придется снять. Разгримироваться. Костюмчик увезут в костюмерную. И кто вы теперь?

Какой конец по мистеру Фримену ждет человечество и какой ждет его самого?

— Нуууу, сейчас еще рано об этом думать. Но если пофантазировать, то он будет очень небанальным, как мне кажется, очень оригинальным, очень объемным. В любом случае, чтобы объяснить природу реальности мы сталкиваемся с удивительным фокусом нашей сенсорики. Ведь через нее к нам в мозг поступает всего 3–5% информации. И чтобы составить целостную картину, и по-настоящему профессионально защитить нас, мозг вынужден придумать картину мира. И в итоге, на 95%, эта картина мира — не соответствует тому, что она на самом деле есть.

В своем стиле, как я понимаю, мистер Фриман строит свою Вселенную, опираясь на бесконечное количество трактовок, предоставляя миру вообразить свой собственный финал. И, как мне кажется логичным, Фриман просто рассыпется в космическую пыль, и будет ржать над происходящим, проглядывая из огромного количества версий себя. В общем, финал проекта просто обязан быть максимально оригинальным, ведь это мега-проект, живая, пробужденная к творчеству себя самой, реальность, что развивается вместе со своей аудиторией. Он существует уже более 10 лет, сколько времени еще пройдет, прежде чем он закончится не знаем даже мы.

-6

Приложение Demchog для мобильных устройств: Google Play / Apple Store