О военных годах Зоопарка - здесь.
Пошатываясь от ран
После войны заметно обеднела коллекция. Не вернулись из эвакуации африканский слон, носорог, шимпанзе, амурские тигры и многие другие.
К 1946 году вся экспозиция была сосредоточена на Старой территории, вследствие чего приобрела «эклектичный и неудобообозримый характер».
Многие животные находились в плохом состоянии. Пруды не чистились несколько лет. Зеленый массив «сильно поредел».
За годы войны вдвое сократилось число сотрудников. Не хватало зоотехников, служителей, экскурсоводов и лекторов.
Новая надежда
Однако постепенно ситуация выправлялась. 7 сентября 1947 года – в день 800-летия Москвы – возобновила работу Новая территория.
В 1948 году в зоопарке родился азиатский слон - впервые в СССР!
Часть животных дарили другие зоопарки, часть привозили из экспедиций. Например, из Рижского зоопарка поступила львица по кличке Герта и лев Джимми, из заповедника «Аскания-Нова» - самец зебры Чапмана Дунай, из Южной Азии был доставлен тигровый питон, из Лондонского зоопарка были получены, кенгуру беннета, а из Австралии - белый какаду.
На прорыв
В 1949 году были построен ряд клеток «для бобров, дикобразов, белок, барсука и др». Это было сдвигом в сторону строительства не клеток вообще, а клеток специально для отдельных видов животных.
Коллекция за год увеличилась на 32 вида – на 11%. Появились такие виды, как манул, выдры, шимпанзе, красная и голуболицая мартышки, лемуры, красноклювый ток, осетр.
Особую гордость составляла «полная коллекция черепах Союза и земноводных Подмосковья», а также представленные в экспозиции «главнейшие роды ящериц и змей СССР».
Однако до возрождения было еще очень далеко.
Столкновение с реальностью
Вернулись репрессии. На территории зоопарка идейные баталии развернулись вокруг выставки «Ч.Дарвин и его учение», которую признали «методологически порочной», и 29 августа 1948 года закрыли для посетителей.
Критическим было снабжение кормами. Перебои случались регулярно. Качество также оставляло желать лучшего. «Морковь – мокрая, в песке, загнившая, подмороженная», «свекла – заплесневелая, загнившая, влажная», «картофель – влажный, загнивший». Морозильной камеры не было. Специального автомобиля - тоже.
Однако добросовестное отношение работников зоопарка к работе и любовь к животным делали свое дело.
В 1950 году получен приплод от 42 видов. В числе прочих: от бегемотов, тапиров, уриалов, фламинго, нанду и краснозобых казарок. «За полученный приплод и сохраненные молодняка», в качестве награды, сотрудникам, работающим в этих секциях вручали почетные грамоты, которые в то время были единственным поощрением.
Советские мечтатели
23 ноября 1950 г. директором зоопарка стал Сергей Васильевич Бутыгин.
Его беспокоило, что «многие работающие взрослые и учащиеся в дневной смене дети» не успевают посетить зоопарк. «Необходимо на новой территории со стороны Б.Кудринской построить Ночной зверинец закрытого павильонного типа, в котором посетитель после закрытия зоопарка до 12 часов ночи мог бы посмотреть животных.
Также, - напоминал он, - при переходе через Б.Грузинскую с одной территории на другую, посетители, а в особенности дети, подвергаются опасности быть задавленными трамвайным и автомобильным транспортом. Необходимо построить под Б.Грузинской улицей соединительный тоннель».
На территории для посетителей «не хватало «диванов» для отдыха, «художественно оформленных урн», скульптур, красивых указателей, цветочных ваз, пунктов горячего питания, детских кафе и даже … фонтанов».
Что получилось, а что осталось утопией - посмотрим в следующей части.
Подписывайтесь - и узнавайте секреты Зоопарка каждый день!