Глава 4
Старый Паром
Николас Куп стоял в комнате, полной коллег-полицейских. И что самое странное, ещё утром они не были его коллегами.
- Что значит, не показывает? Может, вы дали ему не ту перфокарту?
- Ту! А18!
- В таком случае, я не знаю, что и думать, ваше благородие…
Оператор пожал плечами и ещё раз провёл маятником над картой города, но тот так и не указал на какую-то конкретную точку. Тоже мне, «передовая технология», подумал титулярный советник. Устройство, представлявшее собой массивный стол с картой города и маятник на подвижной железной руке, свисавшей с потолка, занимало целую комнату. Его поставили в участке около месяца назад, и до сих пор оно работало безупречно: человеку надевали браслет со встроенной перфокартой, задававшей браслету номер, и потом маятник указывал положение браслета и его носителя на карте. Хитроумный механизм из шестерёнок и магнитов. Поначалу Дэнис воспринял это чудо техники как нечто, использующее фокусы, позаимствованные из Города-По-Ту-Сторону-Реки. В старые времена люди так же путали науку с волшебством, не зная, где заканчивается одно и начинается другое. Сейчас между двумя понятиями проведена чёткая граница во всех смыслах этого слова.
В комнате кроме Дэниса так же присутствовали все, кто был в квартире Анны Хорус часом ранее. В том числе и новоиспечённый младший помощник - единственный, кто был одет не в полицейскую форму. Но сейчас он, по крайней мере, был одет.
– Ситуация интересная, – начал титулярный советник. – Астроном Анна Хорус увидела, как с неба падал наш подозреваемый по имени Агний. Произошло это вечером во время празднования Дня Огня и Воды, когда все были заняты памятными кострами, что делает госпожу Хорус единственным свидетелем не только падения господина Агния, но и его полёта до взрыва в воздухе. Ни его летательного аппарата, ни того, как он, будучи деревенщиной, умудрился его построить – ничего из этого мы не знаем и не видели. Отсюда следует что?
После короткой паузы один из капитанских подчинённых сказал:
- Что он может быть одним из тех?
- Именно. Без фокусов тут явно не обошлось, – Крюк ещё раз покосился на стол в центре комнаты. – Итак, сейчас Анна Хорус исчезла. Возможно, ранена, возможно, мертва, а возможно, сымитировала покушение на себя, что может следовать из экспертизы младшего помощника Николаса Купа.
Куп внимательно разглядывал стол с картой города, но, услышав своё имя, встрепенулся.
- Где находится Агний, так же неизвестно: его браслет не работает, а следивший за ним офицер уже получил от меня выговор, и ему грозит разжалование, капрал Терри! Это дело началось как небольшое нарушение общественного порядка, а сейчас это выглядит, как будто оба фигуранта хотят сбежать, пока мы не докопались до чего-то действительно серьёзного. Все присутствующие в этой комнате назначены на это дело под моим руководством – приказ самого премьер-майора. Пока единственное, что мы можем сделать, это искать Агния в последнем месте, где его видели: Шестой Медный переулок. Начинать поиски оттуда. Терри, берёшь с собой младшего помощника Купа. Нет, никаких возражений! Терри, разжалование! Так, все всё поняли? Выполнять.
Отряд полиции прибыл на Шестой Медный переулок, и здесь все разделились. Куп и Терри пошли в сторону набережной. По пути они расспрашивали прохожих и показывали им фотокарточку подозреваемого (на самом деле все это делал капрал, Николас просто ходил следом). На фотокарточке был изображён парень в простой одежде со спутанными волосами до плеч и угрюмым оскалом матёрого преступника. Хотя, быть может, это и не угрюмый оскал, а он просто сморщил нос из-за вспышки...
За последний час погода сильно испортилась, налетели облака и уже скрыли верхушки тех домов, что повыше. Воздух стал сырым и промозглым. К счастью, менее чем через час поисков женщина, продающая цветы, сообщила, что недавно молодой человек с похожей внешностью спрашивал у неё дорогу, после чего отправился вниз по улице, в сторону Реки.
- Так тебя уже утвердили как курсанта? – спросил капрал, продолжая глядеть по сторонам, пока они шли по указанному направлению.
- Что? А, нет-нет. Насколько я понял, я только временный помощник. Вообще это случилось только сегодня, я сам не совсем понял, как…
- Да уж, такая честь! – Терри щёлкнул языком. – Помогать самому титулярному советнику раскрыть такое серьёзное дело, как это! Ведь тут на кону может стоять чья-то жизнь! И тебя взяли просто так, без проверок и соответствующих документов! Волнуешься, наверное?
Капрал Терри, похоже, хотел поиздеваться над Николасом, подливая масла в огонь его растерянности. Вот уже два с половиной часа он не мог до конца понять, что происходит.
- Разделимся, - вдруг сказал Терри, когда они вышли на набережную. К тому времени туман уже окутал все вокруг. – Ты пойдёшь туда, а я - туда. Если увидишь его, не пробуй поймать, а включи вот это. Это магнитный маячок. Жмёшь на кнопку вот здесь, и подтянется остальной отряд. Всё понял?
- Наверное… - протянул Ник, забирая у напарника маленькую коробочку. – А Куда он сейчас показывает?
Стрелка маленького компаса на маячке раскачивалась, указывая в сторону воды.
- Ну… Куда-то же он должен показывать. Всё понял? Тогда пошёл! – Терри развернулся и пошёл в противоположную сторону, не давая молодому коллеге возможности задавать ещё вопросы.
Набережная – обычно очень живописное место. Жители Железного Города, в том числе и Николас со своей женой, часто приходили сюда, чтобы погулять и полюбоваться на силуэт Города-по-ту-сторону-Реки, который отсюда казался совершенно нормальным, и даже красивым. Не зря он назывался Белокаменным Городом: в солнечный день он сверкает не меньше, чем водная гладь, красуясь причудливыми формами своих башен и сложными кольцеобразными структурами, которые возвышались над некоторыми зданиями. Никто не знал, для чего они нужны, но никто и не пытался понять. Но вот, что Купу было интересно: как в таком красивом, казалось бы, городе могут жить люди, которые ведут себя почти как дикари?
Сейчас на набережной было пусто. Туман сильно ограничивал видимость, фонари не горели, и, проходя мимо одного, уже трудно было различить следующий. Николас не понимал, что вообще происходит с погодой: обычно такое бывает только осенью, но никак не в середине лета. Холод и сырость буквально пронизывали его насквозь, он весь съёжился, вжав голову в плечи. Звук Реки, что волнами билась о мрамор, словно касался его души, заставляя и её сжаться в попытках не замёрзнуть. Чёрт возьми, этот звук был просто невыносим! Что Николас здесь вообще делает? Он же совсем не полицейский, он художник! Как он согласился, как оказался здесь, как взвалил на себя эту ответственность? Может ли он оправдать ожидания своего нового начальника, своих сослуживцев, своей любимой жены? Это бессмысленно, сейчас всё равно невозможно увидеть что-либо в этом тумане…
И стоило ему подумать об этом, как впереди он увидел силуэт. Он стоял у перил и смотрел в серую глубину, где шумели воды Реки. Николас обошёл его со спины, чтобы разглядеть, оставаясь незамеченным: шум заглушал его шаги. Спутанные волосы, простая одежда – это точно был Агний. Николас запустил руку в карман и нажал на кнопку маячка, который в ответ задрожал. Так, а дальше что? Стоять здесь и ждать? А если он увидит его и попробует сбежать или напасть? Хотя Николас не носит форму, значит можно притвориться обычным прохожим. Он отошёл назад, к ближайшему фонарю, и опёрся на него плечом, стараясь выглядеть непринуждённо. А может быть, стоит сесть на лавочку рядом? Что будет выглядеть более непринуждённо? При таком холоде для Николаса было трудно изображать что-либо вообще… Однако Агний вообще не выглядел замёрзшим, хотя одет был явно легче, чем Ник. Он продолжал глядеть в туман над Рекой. О чём он думает? Может, он вообще сумасшедший? И где все? Прошло уже минут пять, хоть кто-нибудь уже должен был появиться…
И тут Николас заметил какое-то движение в тумане на Реке. Сначала он не понял, что это. Тень медленно приближалась по воде, постепенно увеличиваясь в размерах, приобретая очертания…
- Ой… - прошептал Николас. – Ой.
Если это то, о чём он подумал… если это вообще возможно… то действовать нужно быстро. Даже если забыть о всяких слухах и страшных историях, то подозреваемый может сбежать прямо сейчас. Видимо, этого он и ждал здесь.
Он метнулся к человеку, что смотрел прямо на приближающуюся тень. Нужно сейчас же придумать, что сказать ему…
- На помощь! – заорал Куп. – Помогите!
Агний дёрнулся от испуга и обернулся на крик.
- Мой… отец, – на ходу придумывал Ник, подбегая к нему. – Ему плохо, я не смогу один отнести его к лекарям! Вы должны помочь!
Агний смотрел на Николаса, потом снова оглянулся на тень в тумане, которая уже имела чёткую форму, и стали различимы детали корпуса…
- Где? – спросил он.
- За мной! – Куп побежал вперёд, дальше от края набережной, мимо фонарей и вверх по широкой мраморной лестнице.
Он бросил последний взгляд назад, когда увидел долговязую фигуру в рванье, и отвернулся. Они бежали ещё с минуту, пока туман не стал рассеиваться и вдали показались две фигуры, бежавшие навстречу. Через какое-то время Агния в наручниках доставили в участок.
***
Знакомая полутёмная комната. Стол, два стула и узкое окно под потолком. Напротив снова сидел титулярный советник Дэнис Крюк.
- Да что вы такое говорите? – Агний был в шоке. – Я бы никогда…
- А кому могла помешать престарелая женщина, которая просто наблюдает за ночным небом? Только тому, кто попытался незаконно пересечь границу между Городами по воздуху! – Дэнис хлопнул ладонью по столу.
- Какая граница?! Я не понимаю, о чём вы!
- Знаешь, сколько раз мне говорили эти же слова в этой же самой комнате? Знаешь, сколько раз это оказывалось враньём? – Крюк встал со стула. – Почти всегда.
Агний смотрел прямо в глаза обвинителю.
- Вы же сказали мне утром идти по стрелке на браслете. Я туда и шёл, – его голос дрогнул. – А сейчас обвиняете меня в том, что я убил кого-то… Я ничего не понимаю…
Дэнис смотрел на подозреваемого. Парень был готов расплакаться. Это лишь напуганный мальчик из деревни.
- Слушай сюда. Люди не умеют летать, значит, ты сделал что-то, чем нарушил нормальные законы природы. А значит, ты прилетел из Города-По-Ту-Сторону-Реки. Это незаконное пересечение границы, а может даже попытка шпионажа! Так что в твоих же интересах сказать, как ты оказался в небе над городом.
- Я ни разу не был в том городе, – сквозь зубы сказал Агний. – Я сам построил летательный аппарат. Руками. Из дерева.
Внезапная мысль заставила его сомневаться в своих словах. Ведь он всё никак не мог вспомнить последнее испытание устройства, не мог вспомнить, что в итоге помогло ему стабильно держаться в воздухе. Могло ли это быть… колдовство?
- Тогда давай поставим вопрос иначе, – кивнул Крюк. – Я поговорил с начальством. Если твоё изобретение имеет чисто техническую природу, то поделись его устройством, расскажи людям, как оно работает. Государству сейчас как раз нужны новые способы транспортировки. Мы освободим тебя от всех обвинений, взамен нужно лишь твоё сотрудничество. Подумай хорошенько: больше никаких проблем, а твой труд станет общим. Разумеется, если ты не использовал никакие фокусы.
Они молча смотрели в глаза друг другу несколько долгих секунд, после чего Крюк продолжил.
- Я так и думал. Чтобы мальчик из деревни смог сам сделать то, до чего не додумались лучшие умы Железного Города? Маловероятно.
К удивлению Дэниса, лицо Агния вдруг рассекла ироническая ухмылка:
- Лучшие умы! Пф! Вы знаете про базар на перекрёстке торговых путей к югу отсюда? Все про него знают. Я там часто бываю. Смотрю какие-нибудь диковинные штуки, ищу инструкции и материалы. Я покупал там много книг про механику, инженерное дело… И все они были написаны этими вашими лучшими умами. Среди них нет ни одной о том, как построить что-нибудь, что могло бы летать. Странно, не находите? Любой деревенский мальчишка знает, как сделать воздушного змея, а знаменитые изобретатели из Железного Города за столько лет не придумали ничего лучше. Разве вы, когда были ребёнком, не заглядывали туда, куда родители не разрешали вам? Не фантазировали о невозможных вещах? А что сейчас? Сейчас вы работаете, исполняете свой долг. У вас теперь достаточно настоящих забот, чтобы придумывать новые. А знаете, что? Так умирают мечты. Когда дети мечтают стать полицейскими, они мечтают поймать всех преступников и сделать их хорошими людьми. Когда дети мечтают стать лекарями, они мечтают вылечить все болезни на свете. Но потом все вырастают и делают всё только с чьего-то разрешения. Никто не разрешал лучшим умам построить летательный аппарат – они и не строили. Разве так поступает настоящий изобретатель?
Агний замолк, вздохнул, содрогаясь, и снова опустил голову. Титулярный советник ещё секунду смотрел на него, потом открыл папку с делом и сказал, делая какие-то записи:
- Вы подозреваетесь в покушении на убийство Анны Хорус. Также вы подозреваетесь в незаконном пересечении границы Железного Города. Ваше дело передаётся в отдел по расследованию преступлений против государства. Допрос будет продолжен завтра. Эту ночь вы проведёте в изоляторе.
Двое полицейских вывели Агния из комнаты и повели по коридорам полицейского участка, мимо кабинетов и столов. Проходя по коридору, он ловил на себе взгляды людей. Они смотрели на него так, как он уже давно привык. Что-то никогда не меняется, подумал он.
***
За окном уже были сумерки. Николас Куп ждал своего нового начальника в круглом зале, где пересекались несколько коридоров участка. Тот вышел из одного из них, повернувшись назад через плечо:
- И кстати, Терри, в ночной патруль сегодня вне очереди, за пререкание с начальством! – закончил титулярный советник, поворачиваясь к младшему помощнику.
- А, Николас… – устало выдохнул он. – Отличная работа сегодня, может, вы даже задержитесь на этой службе, если пожелаете, а мне не влетит за то, что беру на работу первого встречного.
- Спасибо… Как раз об этом я хотел с вами поговорить… - протараторил Куп. – Видите, в чём дело: когда я нашёл подозреваемого, он стоял на краю набережной и смотрел в туман, будто ждал чего-то.
- Ну и? Вы намекаете, что он не в себе? Это я и сам начал подозревать…
- Но это не всё. Я обманул его, сказал, что мне нужна помощь. Но не потому, что хотел привести куда-то… А потому, что… ну…
- Ну? – переспросил советник.
- …Струсил, – закончил Ник.
- Я не понимаю – Дэнис нахмурил брови. – Николас, ты наоборот повёл себя смело: я бы на твоём месте просто дождался подмоги.
- Я увидел кое-что. В тумане… Кажется, это был Старый Паром.
Дэнис немного опешил.
- Ты уверен?
- Уверен. Я видел человека на палубе, совсем как в историях. И туман был кругом… Вы что, мне верите? – удивился Куп, увидев отсутствие скепсиса на лице начальника.
- На фоне всего происходящего у меня нет причин не верить, по крайней мере, не сразу. Так… - Крюк стал массировать себе переносицу. – Молодец, что рассказал. Ты вообще молодец. Слушай, у тебя же другой работы нет, так? Тогда завтра приходи в десять, я дам тебе пару новых распоряжений.
Дэнис хлопнул младшего помощника по плечу и пошёл в кабинет премьер-майора. Многое стоило рассказать и объяснить, и неплохо было бы получить пару советов. Это был долгий и трудный день, а уже завтра Дэнису предстояло отправиться в Город-По-Ту-Сторону-Реки. Час от часу не легче.