14 июля 2019 года исполняется 101 год со дня рождения шведского режиссёра Ингмара Бергмана (1918–2007). Он поставил для кино и телевидения более шестидесяти художественных и документальных фильмов, к большинству из которых написал сценарии. На его счету также более ста семидесяти театральных постановок. Мы подобрали для вас интересные факты из жизни и творчества великого режиссёра.
Ингмар Бергман: трудное детство
Ингмар Бергман родился в городе Уппсале в Швеции, в семье лютеранского пастора. Его отец придерживался консервативных взглядов на воспитание детей и часто подвергал их различным наказаниям, в том числе телесным. В автобиографической книге «Латерна Магика» (1987) Бергман писал: «Наказания были сами собой разумеющимися, их целесообразность никогда не подвергалась сомнению. Порой они бывали скорыми и незамысловатыми вроде оплеух или шлепков по заднице, но иногда принимали весьма изощрённые, отточенные поколениями формы… Способы наказаний были разнообразные: запрещали ходить в кино, не давали есть, заставляли лежать в постели, запирали в комнате, таскали за волосы, ссылали на кухню, объявляли бойкот на какое-то время и так далее». Кончилось дело тем, что став студентом колледжа в Стокгольме, будущий режиссёр просто сбежал из родительского дома.
Ингмар Бергман: 5 фильмов
Мировую славу Ингмару Бергману принесли философские драмы. В 1957 году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля получила картина «Седьмая печать». Рыцарь и его оруженосец возвращаются из крестового похода домой, в Швецию, где застают эпидемию чумы. По пути они встречают различных персонажей и ищут ответы на вечные вопросы – о жизни, о смерти и о Боге. С этой картины началось многолетнее сотрудничество Бергмана с артистом Максом фон Сюдовым, исполнившим роль рыцаря. Любопытно, что фильм был снят с небольшим бюджетом и всего за тридцать пять дней во дворе киностудии.
В том же году вышел фильм «Земляничная поляна». Пожилой профессор едет на автомобиле через всю Швецию, чтобы получить почётную премию, общается с попутчиками и вспоминает своё детство и юность. Эта роль оказалась последней для наставника Бергмана, актёра и режиссёра Виктора Шёстрема, основоположника шведского кинематографа. Невестку профессора сыграла Ингрид Тулин, ставшая одной из любимых актрис Бергмана. Фильм получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и другие награды.
В 1965 году Бергман снял камерную драму «Персона». Известная актриса во время спектакля теряет дар речи и замолкает. Психиатр отправляет её на отдалённый остров, где она живёт в компании сиделки. Актриса молчит, сиделка рассказывает ей истории из своей жизни. В этом фильме главные роли исполнили две любимые актрисы Бергмана – Биби Андерсон и Лив Ульман. «Мне кажется, что в “Персоне”… я достиг своего предела. Что я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф» – писал Бергман. Картина получила несколько наград от Национального совета кинокритиков США: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую женскую роль.
«Осенняя соната» (1978) – ещё одна психологическая драма Бергмана о взаимоотношениях матери и дочери. Главную роль сыграла актриса Ингрид Бергман, а её дочь – Лив Ульман. Сам Бергман считал эту картину неудачной, возможно, из-за столкновений с великой актрисой-однофамилицей на съёмочной площадке. Но это одна из самых известных его работ, получившая несколько престижных наград.
Фильм «Фанни и Александр» (1982) – самый дорогой и масштабный проект Бергмана. Бюджет картины составил 6 миллионов долларов, а на съёмки ушло полгода. Это сказка о детском счастье, комплексах и страхах, показанная глазами брата и сестры, имена которых вынесены в название фильма. Картина собрала множество наград: четыре «Оскара», премии «Сезар», «Золотой глобус» и другие. «Фанни и Александр» стала последней работой Бергмана для широкого экрана. В последующие годы он снимал телевизионные фильмы, ставил театральные спектакли и писал книги.
Ингмар Бергман и Андрей Тарковский
Ингмар Бергман высоко ценил русского режиссёра Андрея Тарковского. У них было много общего – оба не просто режиссёры, а философы, пытающиеся с помощью кино разгадать тайны бытия и человеческой души. Бергман писал: «Тарковский самый великий из всех. Всю свою жизнь я стучался в дверь, ведущую в то пространство, где он движется с такой естественностью. Лишь раз или два мне удалось туда проскользнуть». В свою очередь, Тарковский снял свой последний фильм «Жертвоприношение» в Швеции, пригласив актёров Бергмана и его любимого оператора Свена Нюквиста. Но два великих режиссёра так и не встретились – Тарковский был тяжело болен и умер вскоре после премьеры фильма. «Если бы они встретились, они посмотрелись бы в зеркало», – заметил как-то другой русский режиссёр, Александр Сокуров.
Ингмар Бергман: «Сцены из супружеской жизни»
Считается, что Бергман тонко чувствовал и понимал женщин. Тем не менее, его личная жизнь была достаточно бурной и сложной. Не считая романтических увлечений, не приведших к браку, Бергман был женат пять раз и стал отцом девятерых детей. Семейным отношениям посвящёны многие его фильмы, среди которых особое место занимают «Сцены из супружеской жизни» – сериал из шести серий, снятый в 1973 году по его собственному сценарию. Это история двадцатилетней совместной жизни супружеской пары, в которой есть любовь, понимание, сострадание, измена, отчуждение, расставание и новая встреча. «Сцены из супружеской жизни» – очень личное, камерное произведение. Большую часть фильма в кадре всего два главных персонажа, роли которых исполняют постоянные актёры Бергмана – Лив Ульман и Эрланд Юзефсон.
Эту историю перенёс на сцену МХАТ им. М. Горького режиссёр Андрей Кончаловский. В постановке Кончаловского сюжет Бергмана адаптирован к российской действительности начала 1990-х годов, когда распад СССР драматически совпал с крушением традиционных ценностей. Как и у Бергмана, в главных ролях – любимые артисты Кончаловского: супруга режиссёра, заслуженная артистка России Юлия Высоцкая и народный артист России Александр Домогаров.