Автор далек от мысли оправдать репрессии 1934-1937 гг. Но иногда историческая необходимость не оставляет людям выбора.
Начнем с того, что причины гражданских войн из века в век одни и те же. В некой социальной среде возникает группа лиц, которым кажется, что существующие власти ведут себя недостаточно эффективно и даже преступно. Подобные мятежные группы могут возникать как на фоне общего угнетения, нищеты и бесправия, так и в среде победителей, одержавших победу в войне или в революции. Лучше прочего данный постулат могут характеризовать события в древней Палестине, которую многие ученые сравнивают с вечно кипящим котлом. Приведем отрывок из книги Эриха Фромма «Догмат о Христе». … В 66 году н. э. разразился огромный народный мятеж против Рима. Первыми его поддержали средний и низший классы нации, которые в жестокой схватке победили римский гарнизон. Сначала войной руководили владельцы собственности и образованные люди, но они вели себя малоактивно и были готовы на компромисс. Так что первый год, хотя и было поначалу несколько побед, кончился поражением. Массы обвиняли в неудачном результате слабое и бездеятельное руководство. Радикально настроенные вожди черни пытались всеми средствами низвергнуть руководителей движения и занять их место. Но так как те не уступали добровольно своих позиций, зимой 67-68 годов (в Палестине: прим. Авт.) развязалась "кровавая гражданская война с ужасными сценами, какими может похвастаться только Французская революция".
Не правда ли, ситуация в древней Палестине чем-то напоминает события Октябрьской революции 1917 года в России. При том что революция в России вполне могла бы иметь продолжение в том случае, если бы отдельные члены правящей партии большевиков, недовольные ее итогами, попытались бы взять власть в свои руки. В этом случае второй гражданской войны было бы никак не избежать.