Ефим Андреевич Андреев родился 1.10.1830 г. Отец его был живописцем, и, видимо, единственным на то время «грамотеем» на всю Выскатскую волость. Во всяком случае, именно так писалось в некрологе на смерть Андреева в 1901 г. не названным в газете лицом за подписью «М – в»[1].
В свое время в газетном сообщении одного из номеров «Гдовско-Ямбургского листка» извещалось, что: «27 апреля, на 42 году своей жизни, Андреев утвержден в новой своей должности» волостного старшины в с. Выскатка (1872). По данным же 1859 г. Ефиму Андрееву было 27 лет, братьям Ивану – 23, Тимофею – 17, Константину – 13, а сестре Домне – 34. Старший брат Николай был в рекрутах с 1854 г.[2]
Отец Ефима Андреева Андрей Саввин, был художником, и по возможности брал подряды на писание икон. Некогда он работал в храме пог. Щепец, владельцем которого в 1850-х гг. был В.А. Семевский, гдовский предводитель дворянства (1862)[3], родственник историка М.И. Семевского:
«Погост Щепец находится в 8-ми верстах к северозападу от Прибужа, на правом берегу Плюсы. Церковь каменная, св. Архистратига Михаила, приятной архитектуры, в небольшом размере, построена на месте древней деревянной церкви, в 1834 году, помещиком, надворным советником, Арсением Васильевичем Семевским. Иконостас великолепный, вроде придворного. Иконы трудов крестьянина Выскатской волости Андрея Саввина. Он природным талантом, без руководства учителя, достиг, до возможной степени живописного художества, в свое время был украшением здешнего края и пользовался славою и доверенностию значительных лиц.
При погосте находится великолепный замок, с башнями на углах и другими, свойственными такому зданию, затеями. Это трехэтажное, о 90 залах, здание, стоящее владельцу миллиона рублей сер., не к месту здесь и не приносит хозяину никакой пользы, кроме 5000 р. ежегодного расхода на поддержку[4]. Оно было бы весьма нелишним, в настоящее время, для обыденной жизни»[5].
Кстати, Саввин по епархиальным свидетельствам работал над поновлением иконостаса в пог. Прибуж:
«Иконостас [в Прибуже] поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым»[6].
Об этой его работе есть некоторые сведения в архиве ЦГИА. На архивной папке о работе Саввина, и, очевидно, сына его Андреева, сказано следующее:
«Канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода.
Отделения III Стола 2.
№ 9.
Об удовлетворении крестьянина имения Его Высочества Андрея Саввина за устройство церкви в погосте Прибуж С.П.Бургской Епархии.
Началось 1854 года сентября 27.
Кончено 1857 года ноября 12»[7].
В материалах же этого дела говорится, Андрей Саввин получил за работу в храме с. Прибуж от помещицы Гликерии Пивовой часть, причитавшейся ему суммы, и что со второй частью возникли определенные заминки.
Далее выясняется, что к первоначальному договору с Пивовой Саввин еще присовокупил устный с нею же договор на уплату ему дополнительно 100 руб., вследствии чего дело приняло иной оборот.
В какое-то время благодетельница храма Пивова умирает, вследствие чего у Саввина возникают проблемы в получении денег за сделанную работу. Наследники Пивовой от уплаты отказались, а причт храма пишет о том, что никаких договоров с Саввиным никогда не заключал:
«По отношению управляющего Гофмейстерскою частию Двора Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича, Выскатской волости деревни Выскатки крестьянин Андрей Саввин, по заключенному 3го января 1849 года с Священноцерковнослужителями Гдовского уезда погоста Прибужа условию, возобновил в тамошней церкви иконостас за 630 р. И сверх того произвел разные исправления за 100 р., в число этой суммы Саввин получил 551 рубль 50 к. сер., остальных же 178 р. 50 к. причт Прибужского погоста до сих пор не уплачивает, несмотря на то, что Выскатская Волостная Контора неоднократно обращалась в С.Петербургскую Духовную Консисторию о понуждении помянутого причта к удовлетворении крестьянина Саввина следующими ему деньгами.
Вследствии чего я долгом считаю просить Вашего Сиятельство о зависящем со стороны Вашей содействии к скорейшему удовлетворению крестьянина Саввина следующими ему за работы по Прибужской церкви деньгами, и о последующем почтить меня уведомлением.
…
А. Собуров»[8].
Ефим Андреев пишет так же о поновлении иконостаса в приходской церкви пог. Сижно. Кто, как не отец делал эту работу?
О совместных живописных занятиях и работах Андрея Саввина и сына его Ефима так же говорится в указанном некрологе на смерть Андреева:
«Отец его [Андреева] был сельский живописец-самоучка и единственный в то время грамотей во всей Выскатской волости. Сознавая громадную пользу грамоты научил он ей и своего сына Ефима; этот последний, разъезжая с отцом по уезду для исполнения живописных работ в приходских церквях, вскоре не только изучил отцовское ремесло, но даже превзошел своего учителя и в течении своей жизни много поработал в этой области»[9].
Очевидно, что Ефим Андреев совершал далекие и близкие паломничества с набором кистей и красок, которые его кормили в странствиях по России, и это дало ему возможность наблюдать картины жизни русского народа во всей ее правде и безыскусности. – Именно этим, очевидно, объясняется его участие в работе «Общества восстановления Христианства на Кавказе», где он имел возможность ознакомиться с абхазскими легендами о пребывании Св. главы Иоанна Крестителя в пещере в Команах (бл. г. Сухуми).
Андрея Саввина и о. Феодора, благочестивого настоятеля храма в с. Сижно, очевидно, связывали не только деловые отношения, но и глубокие духовные узы. – Только священник мог при рождении сына художника определить почетное местоположение иконы Св. Евфимия Нового в алтаре приходского храма над Святыми вратами. Возможно, именно в это время Андрей Саввин писал в храм придельный иконостас, о котором впоследствии поминает его сын.
В особых случаях боголюбивый Ефим Андреев уже при других священниках имел возможность молиться в Святом месте пред иконой Св. своего покровителя[10].
В 1859 г. Ефим Андреев пишет икону «Св. княгиня Ольга перед главой Иоанна Предтечи», которая впоследствии окажется в алтаре Свято-Георгиевского храма в г. Тарту (Эстония)[11]. – Как это произошло, не известно, но можно предположить, что Ефим Андреев предпринял паломничество в Эстляндию, и даже работал на строительстве этого храма, который строился в это самое время.
С любовью дает Ефим Андреев биографию о. Федора (Филимонова), священника, общавшегося с отцом и, очевидно, крестившего его самого:
«У входа в ограду церковную [в Сижно], с правой стороны, под тенистым кленом, покоится, уважаемый доныне, священник и кавалер Владимира 4-й ст. Феодор Филимонович, скончавшийся 23 августа 1836 г.[12] Он почти из развалин восстановил настоящую, до него недостроенную, церковь. Феодор Филимонович в Павлове погосте (Гдовского уезда) провел детство свое в крайней бедности, и в ближней деревне пас свиней по берегу Чудского озера. Горька была участь малютки Феодора, и, к горю его, безграмотный отец не мог и его приучить к грамоте; и уже проходили годы детства его в неведении, но он жаждал научиться грамоте. С горькими слезами мать проводила его к дяде своему, в Елеазаровскую пустынь, за 100 верст от Павлова. Феодор, имея один медный пятак, данный матерью в благословение, прошел страшную пустыню Сорокового бора, питаясь сухариками, и наконец достиг до деда своего, иеромонаха той пустыни, но много вытерпел от жестокого старца, дотоле, пока не научился книжной мудрости – читать псалтирь, чего ж еще более? Тогда не много знали и священники сельских мест, а Феодор об этой должности и мечтать не мог. Но вот беда! Отца его исключили из духовного звания, и Феодора записали в кантонисты. Мать не могла выдержать такого горя и пошла пешком, с котомкою, в столицу, упала в ноги архипастырю и слезно умоляла его возвратить ей сына. Тронутый до глубины души добродетельнейший архипастырь слезами матери, взялся исходатайствовать Феодору возвращение в духовное сословие, но послал и самую мать с просьбою к военному генерал-губернатору. С большим трудом нашла она доступ к губернатору и, пав на колена, подала ему просьбу, заливаясь слезами. Просьбы ее услышаны, Феодор возвращен ей и определен пономарем к Андреевскому собору, на Васильевский Остров. Такова судьба о. Феодора в его детстве!» [13]
Есть у него так же и фактология относительно того, как о. Федор получил орден Св. Владимира за усмирение бунта:
«В 1825 г. [фактически в 1826 г.], в этой же церкви [пог. Поля], местный священник Иван Тарасьевич, имел неблагоразумие привести к присяге крестьян соседнего помещика [Мейера], поклявшихся стоять крепко за «свою волю» и, взволнованный невольно, народ отказался работать своим помещикам[14]. Произошло много неприятностей; многие пострадали и [были] сосланы в Сибирь; несчастный священник умер в тюрьме. Напротив о. Феодор Филимонович действовал среди помещичьих крестьян, как ангел-увещатель, и за то награжден монаршею милостию»[15].
Храм в Сижно – памятник истории и культуры
В 2017 г. на храмовом погосте с. Сижно священником о. Владимиром (Никитиным) на могиле о. Федора (Филимонова) была установлена стела с мозаикой, на которой изображен орден Св. Владимира IV степени, которым в 1826 г. был награжден этот священник за усмирение крестьянского бунта.
Текст на стеле требует корректуры и изменения, поскольку на ней указано, что священник Филимонов (у Андреева – Филимонович) в 1830 г. поизвел в храме реконструкцию притвора и надстроил здесь колокольню.
На самом деле все это сделал в 1897 – 1898 гг. крестьянин д. Попкова Гора Н.П. Баранов, о чем свидетельствует и соответствующее архивное дело[16], чертежи из которого копировала для меня Г.М. Степанова (С.-Петербург).
Памятники семьи Барановых в Сижно были обезображены вандалами, а один вообще бесследно исчез в то время, когда храм стоял всеми брошенный на произвол судьбы.
Были даже во власти г. Сланцы «горячие головы», которые в атеистическом раже предлагали снести его, дабы не произошло обрушение храма ввиду производства под ним подземных работ в шахте.
Не исключено, что на могиле семьи Барановых исчез именно памятник Н.П. Баранову, а ограду с могилы семьи снял уже в наше время протоиерей о. Сергий (Кутузов), который при полном попустительстве властей устроил здесь «коммерциализацию» исторического погоста. После него возле храма исчезли остатки исторических памятников, в частности, памятник с гербом на могиле Н.Д. Мусиной-Пушкиной (Б. Сижно – Нагинщина) и металлический памятник молодому Сычевскому. Памятник же А.М. Сычевскому (Б. Сижно – Нагинщина), гдовскому уездному предводителю дворянства в 1830 – 1831 гг.[17], герою Измаила, исчез еще раньше, видимо, в ходе устройства на территории кладбища производственной площадки, на которой сегодня стоит автотранспорт.
По исторической правде автостоянку у храма следует ликвидировать, а на месте снесенных могил разбить сквер.
В связи со смысловой ошибкой на могиле о. Федора (Филимонова), привожу здесь свидетельство газеты «Нарвский листок» за 1899 г., в котором рассказывается о данной конкретно реконструкции в Сижно:
«Корреспонденция. (От нашего корреспондента). Сижно (Гдовского уезда). 18-го февраля здесь состоялось освящение, по случаю переделки храма во имя Архистратига Михаила. К храму сделана кирпичная пристройка, через что вместимость его увеличилась почти вдвое. В храме все отделано заново: сооружен новый престол, обновлен и вызолочен иконостас, увеличены окна, сделан новый деревянный (вместо прежнего плитникового) пол и проч. Переделка храма обошлась более 7800 р. Живое участие в переделке и обновлении храма принимал председатель Сижского церковно-приходского попечительства Н.П. Баранов.
Считаю не лишним заметить здесь, что Сижно (от слова сидеть) местность историческая. Здесь некогда «сидели» новгородские и псковские «повольники», подкарауливая и отражая своих врагов – литовцев, искавших легкой добычи. Предание говорит, что сюда заезжали и ливонские рыцари искать приключений и злата.
Во время Иоанна Грозного «Литва» завладела Юрьевом и всем левым побережьем Наровы, приблизясь таким образом к Псковской области. Засевшие в Сижно и его окрестностях «повольники» успешно отражали нападения «Литвы», оберегая русские земли от набегов иноплеменников. В этой местности сохранились и до наших дней круглые курганы – «сопки», как их называют «литовские могилы».
Когда край этот был очищен от «Литвы», здесь в местечке Сижно был воздвигнут храм во имя Архистратига Михаила – начальника небесных воинов. Здание храма отличается безъискусственностью стиля, но сделан прочно из плотного известняка. Храм этот построен в царствование Алексея Михайловича (1655 года) во время голода. Постройкой его заведовал здешний помещик Хвостов, а рабочие получали за свой труд хлебом.
Из достопримечательностей первым укажу на колокол, отлитый около 1818 года. Колокол весит всего около 50 пуд, но мелодичный звук его в тихую погоду слышен верст за десять и более.
Не смотря на капитальные переделки храма, стиль главного корпуса сохранился в неприкосновенности, и храм этот еще долго будет служить памятником русского зодчества.
М – в»[18].
Касаясь последней фразы автора статьи о том, что «…храм этот еще долго будет служить памятником русского зодчества», отмечу, что в 1987 г. здесь произошел очередной акт вандализма. – Члены вновь образованной в с. Сижно церковной общины, действовавшие под прямым руководством священника о. Игоря (Тихомирова), снесли в храме исторические приделы и трехчастную апсиду. Все эти постройки были сделаны из плиты. После этого на месте апсиды была возведена апсида из серого кирпича.
Таким образом, город получил памятник в обезображенном виде, с которого в 2010-е гг. губернские власти сняли статус исторического памятника местного значения. – Вопрос же о восстановление приделов и апсиды из плитняка в первоначальном их виде в настоящее время вообще не ставится.
Угробили памятник, и все, концы в воду. Никто за вандализм в то время в уголовном порядке не пострадал.
В таком вот обществе мы и живем. Иторические реликвии и здания находятся в пользовании форменных вандалов, которых даже не предупреждают об ответственности перед судом истории.
Ужасающая некомпетентность и безразличие мирской и церковной власти – поражает любого и каждого, кто хоть как-то радеет за судьбу Сижно. – Когда мы научимся беречь свое прошлое, не известно.
Между тем, в с. Сижно в 1970-е гг. неоднократно организовывались дорогостоящие экспедиции Объединения «Росреставрация». Заключение специалистов этого Объединения свидетельствуют о том, что в Сланцах в с. Сижно до разрушения приделов и апсиды существовал выдающийся памятник архитектуры, который при грамотной реставрации реально было бы ввести в реестр памятников федерального уровня.
Ввиду некомпетентного отношения к нему со стороны Сланцевского отделения ВООПИК и Отдела культуры вообще, Россия потеряла уникальный памятник навсегда.
Священник о. Игорь (Тихомиров) со скандалом был снят с прихода и переведен в не менее уникальный храм с. Козья Гора, где, к счастью, прослужил недолго, и потому не успел совершить очередных противоправных действий. Эти действия совершали тут уже другие священники, но это уже совсем друга история.
Могила Тихомирова находится сегодня при алтаре сиженского храма, на месте уничтоженных могил, представлявших так же большой исторический интерес.
[1] Село Выскатка (Гдовского уезда) // Нарвский листок. 17.03.1901.
[2] РГИА. Ф. 506. Оп. 1. Д. 56.
[3] К сожалению, ни храм в Щепце, ни огромный дом, выстроенный А.А. Семевским, не сохранились. Они были разрушены в годы Великой Отечественной войны.
[4] «Указано в деле, что имение состоит в залоге С.-Петербургском Опекунском Совете. К 1 января 1858 года числилось долгу 22 670 руб.
…В 1884 году имение Малый Щепец приобретает дворянин фон Бок Г.Р. за 20 000 руб.»
Старицына Г.К. Село Щепец. Гдовского района Псковской области. Историческая справка. СПБ. 2002. Гдов. ГМИК.
[5] Андреев Е.А. Щепец. Указ. соч. Сс. 150 – 178.
[6] Церковь Прибужского погоста // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885 Сс. 150 – 151.
[7] ЦГИА. Ф. 797. О. 24. Д. 29. Об удовлетворении крестьянина имения Его Высочества Андрея Саввина за устройство церкви в погосте Прибуж С.П.Бургской Епархии.
[8] Там же. Лл. 1 – 2.
[9] Село Выскатка (Гдовского уезда) // Нарвский листок. 17.03.1901.
[10] Встарь существовали т.н. «мерные иконы», которые соответствовали росту рожденных младенцев. Не исключено, что эта икона преп. Ефимия Нового была именно мерной иконой.
[11] Тарту – бывш. г. Дерпт.
[12] В указанном Андреевым месте на храмовом кладбище стоит на могиле каменный крест с датой «1838». Разночтения в дате на кресте, и в дате смерти о. Федора, указанной Андреевым, могли быть по естественным причинам. Видимо, заказчики креста считали датой скончания священника 1838 г., а Андреев – 1836 г. Ничего необычного в этом нет. – Многие люди совершенно не помнят ни дат рождения родных, ни дат их смерти. – Необходимости запоминать даты жизни и смерти кого-либо у них нет.
[13] Андреев Е.А. Сижно. Указ. соч. Сс. 150 – 178.
[14] Е.А. Андреев при описании бунта 1826 г., очевидно, пользовался книгой «Древняя и Новая Россия» (1877. Т. I. Сс. 211 – 212), на которую ссылается и И.Г. Покровский в очерке «Гдовский уезд». См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. С. 120.
[15] Андреев Е.А. Поля. Указ. соч. Сс. 150 – 178.
[16] ЦГИА. Ф. 256. О. 25. Д. 6. О рассмотрении проекта церкви в с. Сижно Гдовского уезда; чертежи. 22.01.1898 – 29.01.1898.
[17] ЦГИА. Ф. 536. О. 26. Д. 322. Сычевский Александр Мартынович – Гдовский предводитель дворянства. 1830 – 1831.
[18] М – в. 18-го февраля здесь состоялось освящение, по случаю переделки храма во имя Архистратига Михаила // Нарвский листок. 27.03.1899.