Синдром хронической усталости - это состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, замедленными реакциями, сниженной способностью организма к регенерации. Ещё его часто называют "синдром менеджера". Безусловно, вышеописанные факторы могут быть признаками и других заболеваний, но мы сейчас поговорим только о синдроме менеджера.
Откуда он берётся, понятно: это рабочие (и нерабочие) стрессы, недостаточно комфортные условия труда, погоня за карьерой (не люблю это слово, предпочитаю говорить "трудовая деятельность"), психологическое давление, вечный недосып, несбалансированное и нерегулярное офисное питание, ведра кофе, заливаемые в утомленный организм, частенько перекур как способ отвлечься. А менеджер ведь ещё и человек, у него есть семейные, бытовые и домашние дела. А если менеджер ещё и спортом стремится заняться - ну тут уж просто кранты. Что же делать бедному менеджеру?
Как всегда, помочь может только комплексный подход:
- Необходимо откорректировать питание. Желательно начинать день с полноценного завтрака, не злоупотреблять напитками, содержащими кофеин, пить достаточное количество жидкости, не пропускать приёмы пищи (тут может помочь пресловутый контейнерный синдром - заранее готовьте и носите свою еду с собой), не переедать и не недоедать.
- Курение. Кто ещё не бросил - пора.
- Полноценный здоровый сон. У каждого человека своя норма сна. Есть люди с так называемым "синдромом Маргарет Тэтчер" - это те, кто довольствуется всего 3-4 часами сна в сутки и отлично себя при этом чувствует (этим отличалась Маргарет Тэтчер), но таких людей единицы. А большинству нужен 7-8 часовой сон, перед сном хорошо бы погулять и проветрить помещение. Не обдумывайте свои рабочие проблемы перед сном, отключите эту часть мозга на ночь.
- Физическая активность. Сидячий образ жизни мы просто обязаны компенсировать физической нагрузкой. Даже если времени немного, не сидите вечером у телевизора или за компом - вместо этого погуляйте полчаса или сделайте простой комплекс упражнений.
- Психологическая стабильность. На современного человека давит целый ворох стрессов и проблем как на работе, так и вне её. Необходимо найти и нивелировать источники стресса, так как постоянное давление не даёт человеку полноценно расслабиться и восстановиться. Иными словами, проблемы нужно решать. Моя личная история: много лет назад я настолько перестрессовала из-за рабочей ситуации (была тогда ещё молодым и не очень обстрелянным корпоративным бойцом), что заработала себе на нервной почве нейродермит. На беду, он локализовался на лице и особенно вокруг глаз, и я довольно долго лечилась. Опыт мной из данной ситуации был вынесен однозначный: рабочие стрессы я научилась держать подальше от нервов и сердца, выстраивая между собой и проблемой визуальные "стены".
- Умение переключаться. Мой самый первый босс был американец, он любил повторять фразу - when I leave office I become a human again. Золотые слова! Сама я применяю простейшую визуализацию: я представляю себе, как я запираю свои рабочие дела в ящике стола по окончании рабочего дня, и открываю ящик только на следующий день.
- Делегируйте или забивайте. Не пытайтесь объять необъятное или впихнуть невпихуемое. Например, если устали - забейте скажем на запланированную уборку, сделайте это в другое время. Гениальная формулировка моей матери: "Пыль где лежала - там пусть и лежит, и я тоже полежу".