Найти тему

Дизайн-концепция и 3D-визуализация архитектурной подсветки

По материалам компании Citylight

Далеко не всегда заказчику понятен смысл дизайн-концепции и всех предшествующих ее формированию этапов. Поэтому в статье кратко изложена действительная необходимость дизайн-концепции и 3D-визуализации для выполнения проекта архитектурно-художественного освещения (АХП).

Одна из самых важных задач в светодизайне – сохранить гармонию между дневным и ночным восприятием объекта, показать зрителю архитектурный облик здания и открыть его новые грани с помощью игры света и тени. Важно лаконично вписать новый световой образ в существующий городской контекст, учесть освещение города и близлежащих зданий.

В начале разработки проекта освещения проводится анализ исходных данных, изучаются особенности архитектуры, история и идеология объекта. Особое внимание уделяется исследованию непосредственного окружения сооружения. На основе собранной информации составляются карты видимости. Цель формирования таких карт – понять, какая часть фасадов видна прохожим при движении по близлежащим улицам, со смотровых площадок, набережных и мостов. Это позволяет создать плановость восприятия архитектурной подсветки и определить насыщенность светового рисунка. Под плановостью понимается эффект воздушной перспективы, который передает ощущение объема композиции здания, глубины его пространства с помощью контраста между первым и вторым планом. Таким образом, созданная концепция позволяет заказчику сократить расходы на подсветку участков, которые оказываются вне зоны видимости.

Пример такого предпроектного анализа – концепция бизнес-центра Urban в Казани. Анализ существующего положения показал, что бизнес-центр расположен в престижном и стремительно развивающемся районе в непосредственной близости от центра города. Территория хорошо просматривается в перспективе улиц Островского, Спартаковской и становится точкой – ориентиром района. Особенностью Urban является многофункциональное пространство офисов и коммерческих помещений с внутренним двором. В своей концепции мы делали акцент на внутридворовое пространство, чтобы создать визуальный коридор для пешеходов и пригласить их на территорию бизнес-центра.

Рис. 1  Трафик вблизи бизнес-центра Urban
Рис. 1 Трафик вблизи бизнес-центра Urban

Изучение трафика и карты видимости показало, что вокруг здания расположены дороги с высоким пешеходным и автомобильным трафиком. Здание окружает сквер, который объединяет улицу Островского и Спартаковскую и где находятся рестораны, кафе и магазины. Это делает сквер важным пешеходным маршрутом и удобным местом для прогулок и отдыха горожан.

Рис. 2. Карта видимости бизнес-центра Urban
Рис. 2. Карта видимости бизнес-центра Urban

Здание хорошо просматривается со стороны улиц Островского и Спартаковской, поэтому следует учитывать подсветку всех фасадов. С улицы Марселя Салимжанова была выявлена незначительная видимость фасадов.

Исследование особенностей архитектуры объекта показало, что в подсветке необходимо уделить особое внимание парадным лестницам, входным группам, колоннам первого этажа, поясам с горизонтальными и вертикальными ламелями. Также важно передать фактуру материала, учесть особенности отделочных материалов, глянцевые, стеклянные и зеркальные поверхности.

После проведения исследования объекта и его окружения переходят к созданию концептуальных решений. На данном этапе предлагаются самые невероятные, интересные и причудливые идеи. Анализируется мировой опыт АХП и создаются образы, с которыми ассоциируется здание, подготавливаются изображения, отражающие его идею и душу. Таким образом формируется неповторимый образ именно этого объекта в текущем контексте.

Идеей для концепции освещения бизнес-центра Urban послужил образ пирамиды Кукулькана – храмового сооружения древнего города Чичен-Ица цивилизации майя. На этой пирамиде в дни равноденствия (20 марта и 21 сентября) происходит уникальное природное световое шоу. Из-за ступенчатой структуры архитектуры пирамиды создается динамичный светотеневой рисунок. По мере движения солнца рисунок гаснет и образует эффект движения. Так и в нашей концепции мы предложили обратить внимание на пояса с горизонтальными ламелями, создать световой динамический рисунок и тем самым выделить внутридворовое пешеходное пространство.

Рис. 3. Пирамида Кукулькана – храмовое сооружение в древнем городе Чичен-Ица цивилизации майя
Рис. 3. Пирамида Кукулькана – храмовое сооружение в древнем городе Чичен-Ица цивилизации майя

На основе наиболее удачной и точно выражающей наш замысел зарисовки (скетча) начался процесс подбора оптимальных технических решений. Под этим подразумевается подбор соответствующего оборудования и создание светотехнических расчетов. Здесь учитываются нормативные документы, техническое задание, особенности архитектуры. Проверка подобранных световых решений осуществляется с помощью программы Dialux. В этой программе в среду 3D-модели помещаем фотометрические файлы светильников необходимого типа оборудования с соответствующей оптикой и фотометрическими характеристиками. Производятся светотехнические расчеты основных типовых участков, в рамках нормативных показателей яркости фасадов (кд/м2) с учетом типа и цвета отделочных материалов, их коэффициентов отражения и освещенности территории благоустройства (лк). Также учитываются показатели ослепленности и необходимые параметры освещенности участков территории, согласно категории городского пространства – А, Б или В.

К категории А относятся пространства:

· Площади столичного центра, зоны общегородских доминант. Здесь к освещаемым объектам относятся памятники архитектуры национального значения, крупные общественные здания, монументы и доминантные объекты.

· Магистральные улицы и площади общегородского значения. Освещаемые объекты – памятники архитектуры, истории и культуры, здания, сооружения и монументы городского значения.

· Парки, сады, бульвары, скверы и пешеходные улицы общегородского значения. Освещаемые объекты – здания, сооружения, памятники, находящиеся в границах территории достопримечательного места (объекта культурного наследия), монументы и уникальные элементы ландшафта.

К категории Б относятся вышеперечисленные пространства и освещаемые объекты окружного и районного значения, а к категории В – местного значения.

Рис. 4. Скетч – основные принципы установки светильников и режимы включения
Рис. 4. Скетч – основные принципы установки светильников и режимы включения

Для демонстрации наших предложений по расстановке осветительного оборудования и режимов его включения был создан скетч. На фасадах, прилегающих к скверу и выходящих на Спартаковскую улицу, мы предложили установить линейные светильники с возможностью динамической подсветки. На фасаде с вертикальными ламелями – управляемые прожекторы, подсвечивающие плоскость ламели, создавая при этом необходимый динамичный рисунок. Также была запроектирована подсветка парадных лестниц светильниками, встроенными в подпорную стену и в подступенки ступеней. Первые этажи бизнес-центра подсвечены светильниками, встроенными в подшивку, прожекторами, установленными в нишах колонн, линейными светильниками, выявляющими углы здания и боковые плоскости колонн.

Рис. 5. Режимы подсветки бизнес-центра Urban
Рис. 5. Режимы подсветки бизнес-центра Urban

Проектом архитектурно-художественной подсветки предполагается создание различных режимов включения: дежурный, будничный, праздничный.

Сценарии подсветки:

Плавная динамическая подсветка. В переливах преобладают дигитальные формы. Может быть применена сезонно или для проведения тематических мероприятий. Динамика только на прилегающих к скверу фасадах, на остальных статика.

Движение цвета. Начиная от визуального центра (красная точка на схеме), линейные светильники меняют цвет, заливая фасады здания. После этого другой цвет от центра начинает то же самое движение, изменяя предыдущий.

Рисунок яркостью света. Яркость общей подсветки приглушается, к примеру, до 50%. Яркость отдельных линейных светильников поочередно усиливается до 100% от визуального центра здания в обе стороны, имитируя волны. Достигая торцов здания, волны останавливаются. После этого, двигаясь от центра, яркость светильников начинает опять спадать до 50%, пока рисунок не исчезнет полностью.

Статическая динамика. Подразумевает выделение цветом торцевых частей здания. Белый плавно перетекает в теплый на торцах, в то время, как общая подсветка из теплого переходит в белый, тем самым создавая обратную смену цветов.

Следующий этап создания архитектурно-художественной подсветки – разработка 3D-визуализации будущего освещения. Согласно концепции и с учетом всех технических решений выполняется расстановка фотометрических файлов светильников. Благодаря этому мы понимаем, под каким углом и с какой интенсивностью будет работать каждый светильник. Таким образом получается максимально достоверная визуализация.

Рис. 6. Визуализация архитектурно-художественной подсветки бизнес-центра Urban
Рис. 6. Визуализация архитектурно-художественной подсветки бизнес-центра Urban

Как правило, срок разработки дизайн-концепции, включающей все перечисленные выше этапы, составляет три-четыре недели. Две недели проводится исследование исходных данных, формируем наилучшее концептуальное решение. Затем визуализатором составляется световая модель будущей подсветки. Далее финальная версия архитектурно-художественной подсветки объекта презентуется заказчику.

Рис. 7. Визуализация архитектурно-художественной подсветки бизнес-центра Urban
Рис. 7. Визуализация архитектурно-художественной подсветки бизнес-центра Urban

Дизайн-концепция архитектурного освещения здания – это не абстрактный образ будущей подсветки, а готовое, полностью достоверное и точное световое решение с реальными техническими параметрами. На ее основе производится разработка проектной и сметной документации, формируется перечень необходимого светотехнического оборудования.

При грамотном подходе к проектированию заказчик получает качественную концепцию освещения, которая делает объект более привлекательным в ночное время и вносит свой вклад в создание комфортной световой среды города.