Можно украсть мысль, но потерять репутацию. Екатерина Сербина, консультант по юридическому PR, рассказала PLATFORMA Media, какие ошибки делают юристы при написании юридических текстов, чем это чревато и почему далеко не всем юристам нужно читать тексты коллег.
Яркие и интересные тексты нравятся всем. Но особенно такие тексты ценятся в юридическом бизнесе, потому что они помогают привлекать клиентов и формировать репутацию. Поэтому, одна из опций юридического PR – это умение сделать юридический текст более ярким и понятным для аудитории с дальнейшей его публикацией в СМИ. И вот занимаясь такой интересной деятельностью я столкнулась c неприятной закономерностью. Если юрист в прошлом работал инхаус/внутренним юристом, то в его статьях (…не знаю, может они так и с юридическими документами для клиентов поступают) будут заимствования из материалов других авторов, причем целыми абзацами без какой-либо глубокой редактуры. Эта закономерность, к сожалению, подтверждается не только моими наблюдениями. Удивительная ситуация для людей, у которых есть юридическое образование, не правда ли?
Например, писали не так давно статью для «Генерального директора» по проблемам договорного права. Юрист, перешедший в юрбиз с позиции начальника юр.отдела производственного холдинга, решил стать публичным человеком/экспертом и накопипастил статью из кусков чужого текста, сшил ее двумя-тремя предложениями… и выдал то, что получилось за свою статью.
Когда я прочитала этот материал, то почуяла неладное (во-первых, не его слог, а во-вторых, куски текста друг с другом не «бьются»). Хорошо, что особенности и нестыковка текста выяснились до отправки статьи в журнал. Представляю, что могло бы быть, если бы мы не среагировали… Пострадала бы репутация юрфирмы, моя личная репутация (т.е. я попала бы в категорию людей, которые предлагают авторитетным СМИ сомнительных юристов), а если бы статью «прощелкал» редактор в «ГенДире» (на мой взгляд, это очень маловероятно), то тогда ситуация вышла бы на уровень конфликтов СМИ. А при таком раскладе эта репутационная история выглядела бы по-другому: юристы подставили СМИ – выдали чужой текст за свой и понеслось… В общем, я гарантирую, что в случае такого конфликта репутация юриста и юр.фирмы будет написана специфическими красками, а интернет это разнесет по всем весям. Конечно, всего этого может и не быть. Но лично мне известны случаи, когда некоторых взрослых «знатоков» права, как безродных уличных щенков, уличали в использовании чужих юридических текстов. Кстати, эта деятельность приносила борцам с плагиатом неплохой доход, кроме того, это были легкие деньги, так как до суда такие споры пойманная с поличным сторона предпочитала не доводить.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»