Найти тему

Мнение мастера. О фотоаппаратах, которые называли мыльницами.

Корейская "мыльница" Samsung-AF-333.
Корейская "мыльница" Samsung-AF-333.

Когда-то я уже затрагивал эту тему на своём сайте посвященном старым фотоаппаратам и там я размышлял о них с точки зрения человека, разбирающегося в этой теме намного больше, чем простой пользователь. Это сейчас я пожилой пенсионер, берущий инструмент для своего удовольствия или крайней необходимости. А в 80-х годах прошлого (ХХ-го) века я работал в системе бытового обслуживания населения и занимался ремонтом всякой электронной техники - часы, плееры, игровые приставки и прочую электронику. Понемногу ремонтировал и плёночные фотоаппараты. Для их серьёзного ремонта у нас были специальные мастерские и мастера. Мелкий ремонт делал и я, когда было на это время. Но устройство фототехники я знал достаточно хорошо, просто не лез в чужие "огороды", где были свои спецы. А в начале 90-х годов стали появляться фотоаппараты, которые старые мастера даже в руки не хотели брать, они их даже фотоаппаратами считать отказывались. Это были простые, в основном китайские фотокамеры, которые в народе прозвали "мыльницами". Так как я много лет увлекался фотографией, моё мнение о них было тоже негативным. Но люди их покупали, они ломались и кому-то нужно было их ремонтировать. Поначалу я просто чистил на них контакты и собирал развалившиеся после падений, но их становилось всё больше, и конструкция усложнялась и, как-то незаметно, ремонт этих "мыльниц" стал моим основным занятием. Всю сознательную жизнь я был радиолюбителем, имел Высшее образование и учёбу, а затем и работу лаборантом на кафедре электроники, и очень быстро разобрался в устройстве и особенностях этих Фотоаппаратов. А теперь хочу предложить Вам познакомиться с этими "мыльницами" поближе, ведь это тоже часть истории фотоаппаратостроения. 

Самая распространённая "мыльница" 90-х
Самая распространённая "мыльница" 90-х

Когда они появились бытовало мнение, что это очень хорошие, качественные фотоаппараты, а все старые "плёночники" по сравнению с ними — просто старый мусор. Их частенько выбрасывали или отдавали детям на игрушки. Со всей ответственностью заявляю, что это совершенно не так! В течении целого столетия высококлассные специалисты — инженеры, механики, физики и химики разрабатывали и совершенствовали фототехнику и процессы обработки фотоматериалов, и вдруг, кто-то делает устройство, которое и фотоаппаратом-то можно назвать с натяжкой, и отменяет вековые достижения науки и техники! Попробую простым языком рассказать, что же эти "мыльницы" из себя представляли. 

Так выглядит "мыльница" без передней крышки.
Так выглядит "мыльница" без передней крышки.

Любая мыльница, кроме навороченных, состоит всего из нескольких блоков, объединённых в одно устройство - это пластмассовый корпус с откидной крышкой, протяжный механизм для плёнки с приводом от небольшого электродвигателя, который обычно находится в приёмном барабане, на который наматывается плёнка и несколькими пластмассовыми шестерёнками для обратной перемотки и взвода затвора. Снизу или с торца находится отсек для двух пальчиковых батареек.

Более сложная "мыльница" с описанием её деталей. Сделано в фотошопе :-))
Более сложная "мыльница" с описанием её деталей. Сделано в фотошопе :-))

На лицевой стороне корпуса установлен объектив. Это просто пластиковая линза в оправке на резьбе для одноразовой настройки резкости кадра. Внутри корпуса есть текстолитовая плата с электронной схемой на нескольких транзисторах, и полозковыми переключателями, отрабатывающими спуск затвора, подачу плёнки на один кадр с одновременным взводом затвора и несложной электронной схемой для вспышки. Вспышка, вернее её лампа, может стоять прямо на плате или на корпусе и соединяться со схемой всего тремя проводками. Прямо на этой же плате смонтирован затвор.

В центре виден металлический лепесток затвора. При отбросе вверх-вправо он замыкает контакт и срабатывает вспышка.
В центре виден металлический лепесток затвора. При отбросе вверх-вправо он замыкает контакт и срабатывает вспышка.

Затвор представляет из себя чернёный металлический или пластмассовый лепесток на оси с пружинкой, перекрывающий небольшое, примерно 4 мм. в диаметре отверстие в центре платы. Во время подачи плёнки шестерёнки двигают планку на пружине, которая отводится в сторону и проскакивает мимо зубчика лепестка затвора, слегка приподнимаясь. Планка натягивает пружину и фиксируется кнопкой спуска. Теперь при нажатии на спуск планка соскакивает с фиксатора и перепрыгивает в начальное положение. По пути она цепляет зубчик лепестка затвора и он на мгновение, примерно 1/30-1/60 сек., открывает отверстие. Всё! Затвор сработал. При отклонении в крайнее положение лепесток замыкает контакты и срабатывает вспышка, если она включена.

Иа же "мыльница" со снятым объективом и планкой затвора. Механика более, чем примитивная.
Иа же "мыльница" со снятым объективом и планкой затвора. Механика более, чем примитивная.

Для включения-выключения вспышки служит выключатель на корпусе фотоаппарата. При ярком дневном свете вспышку можно не включать. После срабатывания затвора планка замыкает контакты, которые включают электродвигатель и плёнка переводится на следующий кадр. При этом взводится затвор, контакты двигателя размыкаются и аппарат готов к новому кадру. В качестве дополнения к этой простой схеме работы на некоторых фотоаппаратах ставился фоторезистор, который определял освещённость и давал сигнал на срабатывание вспышки при недостатке света. Делалось это очень просто — всего пара лишних транзисторов в схеме вспышки. Был у всех этих фотоаппаратов один общий минус — это ярко красный цвет зрачка глаза при съёмке со вспышкой. Это обусловлено строением глаза, вернее его сетчатки и зрачка, которые так отражали яркий свет вспышки. На фотографии, снятой при недостатке света со вспышкой, глаза людей и животных просто сияли и с этим приходилось бороться.

Такие глаза получались при съёмке"мыльницей" со вспышкой.
Такие глаза получались при съёмке"мыльницей" со вспышкой.

Можно было это исправить на компьютере специальными программами или при съёмке самим фотоаппаратом. Делалось это просто — при нажатии кнопки спуска сначала срабатывала вспышка с небольшой яркостью светового импульса, зрачок сужался и затем уже срабатывал затвор и вспышка с полной яркостью. Красный глаз на фотографии оставался, но маленького размера и менее заметный. Во многих фотоаппаратах делали ещё проще — Вместо вспышки перед спуском затвора на передней панели загорался яркий красный светодиод и светил прямо в глаза фотографируемому. Зрачок, хотя и в меньшей степени, но тоже сужался и происходил спуск затвора со вспышкой. Когда плёнка кончалась, достаточно было сдвинуть переключатель в нижней части корпуса фотоаппарата и плёнка сама перематывалась в катушку.  

Одноразовая "мыльница" с уже заряженной фотоплёнкой и батарейкой.
Одноразовая "мыльница" с уже заряженной фотоплёнкой и батарейкой.

А были ещё и одноразовые фотоаппараты. Это та же мыльница, но уже заряженная плёнкой, в пластмассовом корпусе со вспышкой на батарейке. Она вообще не предназначалась для замены плёнки. Её покупали за цену чуть дороже стоимости плёнки и после съёмки отдавали целиком в фотолабораторию. Там её взламывали и вынимали плёнку для проявки и печати фотографий, а камеру в мусор. Перевод кадра и взвод затвора производились вручную. Единственно, что в ней было интересно, это плёнка. Она имела чувствительность 2000 единиц DIN. Это очень большая чувствительность (обычная плёнка 100-200 ед.) и только это позволяло получить приемлемое качество снимка при очень сильном диафрагмировании. Отдельно в продаже я такую плёнку видел очень мало. Ещё интересным было то, что были водонепроницаемые "мыльницы". С ними можно было фотографировать под водой.

Водонепроницаемая "мыльница".
Водонепроницаемая "мыльница".

Казалось бы всё гениально просто, но… За счёт чего добивались приемлемого для пользователя качества? Ведь чего можно ждать от объектива, состоящего из одной пластмассовой линзы и затвора с нестабильным временем открытия? Да за счёт того же сильного диафрагмирования объектива и качества современной фотоплёнки и химии её обработки! Оптика в этих фотоаппаратах находится на уровне старой камеры-обскуры, а о затворе и говорить не приходится. При маленьком относительном отверстии (диафрагме) глубина резкости такая большая, что отпадает необходимость в регулировке резкости в зависимости от расстояния. Кадр получался резким от одного метра до бесконечности. Некоторые мыльницы подороже имели автофокусировку.

Электромагнит автофокуса. при определении расстояния > 3 м. объектив проворачивается по резьбе и уменьшает фокусное расстояние.
Электромагнит автофокуса. при определении расстояния > 3 м. объектив проворачивается по резьбе и уменьшает фокусное расстояние.

В них действительно был блок определения расстояния до ближайшего объекта съёмки с помощью пары инфракрасных фотодиодов. Описывать принцип работы электронной схемы я не буду, но она довольно простая. И срабатывала она тоже очень просто — если расстояние определялось меньше 3-х метров, то просто делался кадр. Если больше 3-х метров, то маленький электромагнит притягивал рычажок, соединённый поводком с тем же простым объективом, но в оправке на резьбе. Он немного проворачивал объектив на меньшее фокусное расстояние, которое соответствовало резкости от 3 м. до бесконечности. Вот и весь автофокус. И если эту же плёнку поставить в настоящий фотоаппарат с настоящим объективом и хорошим точным затвором, то качество кадра будет несопоставимым. Ведь фотографы профессионалы так и делают. Они используют современную качественную фотоплёнку и настоящие профессиональные фотоаппараты, которые на порядок выше тех, которыми пользовались простые фотолюбители (я не о мыльницах) и получают такие результаты, о каких наши отцы и деды могли только мечтать. Хотя художественная ценность фотографии достигается, конечно, не только качеством фотоаппаратуры, а главным — талантом фотохудожника!

В дополнение к вышенаписанному:

В одном из комментариев мне написали, что я дал оценку только самым простым моделям таких фотоаппаратов... А ведь были и достаточно серьёзные модели со сложной механикой, ЗУМами объективов, с экспонометром, автофокусом и распознаванием типа пленки...

Привожу ответ:

Действительно, были и продвинутые "мыльницы". Я не стал их описывать, т.к. они , по сути, уже были достаточно хорошими фотоаппаратами и мыльницами я бы их уже не называл. Такими я и сам много пользовался и несколько храню до сих пор. Если надумаю, напишу статью и о таких. Там были свои заморочки и повозился я с ними достаточно.
Всё зависит от Вас, читатели. Но быстро такую статью я не напишу, нужно многое вспомнить и подготовить фотоматериал. А для этого нужно вскрывать и фотографировать. Но всё реально...

Написание статьи отнимает много времени, не сочтите за труд оценить её лайком и подпишитесь на канал. Спасибо.