На днях я получила комплимент. И мне было неловко и неприятно. Я что, совсем сглузду съехала?
Я заказывала на Авито подержанную книгу, списалась с продавцом, все обсудили, и обменялись телефонами на всякий случай. Я попросила, чтобы в крайнем случае мне написали через вотсап. И вот, когда все было оговорено, продавец – к слову, первый в моей жизни настолько адекватный, деловой и спокойный! – вдруг сказал, что, судя по фотографии в вотсап, я очень красивая. «Благодарю. Тогда жду от вас подтверждения отправки и код отслеживания. Всего доброго». И сморщилась.
Вот это да, вот это неблагодарная стервозина! Еще и целую статью решила написать! Кошмар.
Да я рада бы согласиться, что ничего мерзкого не произошло и что вообще я дурака валяю. Но чувство неудовольствия и неловкости было довольно сильным. Как человек занудный, вечно ищущий поводы пошевелить мозгами, я принялась рефлексировать. Пришла к выводу, что моим выводы имеют отношение не столько ко мне, сколько к такому понятию, как «личные границы».
Отметем сразу все бесполезные выкрики про «это интернет, не готова — вырубай роутер» и прочие «а зачем фото вообще выставлять». Эти фразочки типологически ничем не отличаются от «сама виновата», да и, к слову, следование «заботливым» советам «надо было просто/не надо было…» особо никому не помогает (например, в интернете свиньям вообще все равно, заполнен у тебя профиль или нет).
«Но ведь это комплимент, а не оскорбление!»
Комплимент и оскорбление во многом являются схожими по своей структуре и функциям коммуникативными стратегиями. Доктор филологических наук М.Л. Ковшова в отличной статье «Комплимент и оскорбление: общее и различное (на материале современной русской речи)» приводит следующие сходства:
1) И комплимент, и оскорбление принадлежат к этикетному поведению. Этикет — это признанная система выстраивания ровного взаимодействия, свод правил и стратегий поведения, нацеленный на упрощение коммуникации путем сдерживания эмоций и выражения их в социально приемлемом виде. Комплимент — средство «коммуникативного поглаживания». Оскорбление, хоть и, казалось бы, выпадает из этикетного общения, однако, как отмечает Ковшова, является «культурным приобретением человечества» — вербальная агрессия предшествует (сигнализирует о) или вовсе замещает агрессию физическую. В итоге, получается, что хоть оскорбление является социально неприемлемым, оно часто может выступать в функции того же сдерживающего фактора, что и этикет.
2) И комплимент, и оскорбление являются настраивающими тактиками, то есть регулируют коммуникативную дистанцию. Вместе с этим и комплимент, и оскорбление – способы перевести формальный стиль общения на другой (неформальный – после комплимента, грубо-фамильярный – после оскорбления). Иными словами, комплимент и оскорбление — инструменты для переключения стилей общения и средства для регулирования дистанции.
3) И комплимент, и оскорбление базируются на выражении оценки. В обоих случаях один человек выступает экспертом и выражает свое субъективное представление, основанное на сугубо личных ценностях, другому человеку. В обоих случаях один человек берет на себя роль судьи и решает, что его субъективная оценка должна быть высказана объекту оценивания.
Комплимент и оскорбление имеют и много различий, основное, конечно, в цели подобной стратегии, финальном результате, к которому может прийти коммуникация. Но сходства, как видно, связаны с такими вещами как дистанция, стиль общения, оценка.
Я делала видео об абьюзе. Абьюз целиком и полностью связан с нарушением личных границ. Да и в любое вредное, травмирующее, дискомфортное поведение так или иначе будет связано с нарушением личных границ человека. К сожалению, в российском обществе наблюдается катастрофически низкий уровень сознательности. Личные границы нарушаются системно с самого детства — в учреждениях, в семье, в межличностном общении. Непонимание, незнание, что вообще такие границы есть и что вообще-то человек имеет полное право их устанавливать, их охранять и, в свою очередь, уважать личные границы других людей и пересекать их только с разрешения или в экстренных случаях — это непонимание тотально. И нет, если «всегда так было и ничо» — не аргумент для того, чтобы бросить любые попытки саморазвития.
«Человек не хотел сделать тебе неприятно, ты надумываешь!»
Факт: мне было неприятно.
Я осознаю реальность, в которой живу, и знаю, что комплименты принято воспринимать как нечто приятное. И я не сержусь на человека, который сказал мне комплимент, я в своем уме.
Но отсутствие умысла — не может нивелировать результат. Человек не хотел, но сделал мне неприятно. Как такого избежать? У меня нет другого ответа кроме как: образование.
Стыдливое замалчивание своих чувств (ну или вариант их непризнания хотя бы молча, в своей голове) не ведет ни к какому конструктиву. Когда нам говорят, что «зачем расстраиваться, человек ведь не хотел», происходит нездоровое перекладывание ответственности за вполне правомерные чувства на самого чувствующего. Есть большая разница между выдумкой обид ради привлечения внимания ( «пожалей-ка») и чувством неудовольствия, которое можно отрефлексировать и объяснить причины появления.
«Это не домогательства, так что нечего тут из мухи слона раздувать»
Конечно же, комплимент «вы красивая» вовсе не то же самое, что хватания за жопу. Или?.. Можно погуглить и увидеть, как много заголовков статей, муссирующих тему разницы комплимента и домогательства. Очень многие высмеивают эту разницу, дескать, какая глупость, разница такая глобальная, такая фундаментальная, вообще невозможно сравнивать эти вещи, вот ведь удумают!
Но я не одна вижу определенную взаимосвязь между комплиментами внешности и приставаниями. Во-первых, формальное общение, ожидаемое ровное взаимодействие, нарушается переходом на личности, один человек нарушает личные границы другого человека без его согласия. Во-вторых, домогательства в реальности не ограничиваются шабуршанием по интимным местам жадными лапами сексуального маньяка. Домогательствами в разговорном языке называют всевозможные проявления неуважения: касания без спроса (особенно ниже талии), преграждения пути, намеки и предложения сексуального характера, зажимания в углах, хватания за руки, причмокивания, свист, кэтколлинг ( «кис-кис-кис!»), жесты, означающие сексуальные действия, призывы сесть в незнакомую машину и покататься и так далее и тому подобное. Думаю, вам известно, что в России многими официальными государственными лицами домогательства расцениваются как «ухаживания» и, тем самым, приветствуются, поощряются и не осуждаются. Логичное продолжение: комплиментами могут называться замечания о «рабочем рте» или «сочной жопе».
Объединяют комплименты (даже тактичные) и домогательства все то же нарушение личных границ, изменение формального ровного тона общения на другой, личный (снисходительный, фамильярный и прочее).
«Какие все нежные! Теперь и комплимент нельзя сказать, чтобы никого не оскорбить?»
Я с удовольствием принимаю комплименты от близких. Меня лично не беспокоит, если под моей фотографией, которую я выставляю, чтоб себя показать, кто-то напишет комплимент внешности.
Речь не идет о табуировании комплиментов внешности вообще. Речь идет о личных границах, которые игнорируются — даже в случае, когда человек не хочет обидеть, а хочет, напротив, сделать вроде бы приятное.
Когда вы общаетесь с близким человеком, когда дистанция между вами близкая, доверительная — комплимент внешности не будет чем-то неожиданным и не к месту в большинстве случаев. Когда вы выставляете фотографию со своим лицом или фигурой — комплимент внешности ожидаем, он не будет неожиданностью, так как контекст коммуникации в данном случае — это именно внешность.
Но комплимент внешности, высказанный в обстоятельствах, которые никоим образом не предполагают перехода на другой стиль общения — неуместны. Вообще вопрос уместности комплиментов стоит довольно остро, особенно в России. И, увы, но нарушение личных границ, оценивание женщины вслух признается чем-то чуть ли не традиционным, а потому неприкосновенным. Женщина-то как раз очень даже прикосновенная по логике мужчин (в прямом и переносном смысле), которые высказываются по этому поводу.
Комплименты внешности неуместны во время оказания профессиональных услуг (яркий пример, когда таксисты позволяют себе выражаться о том, «какая красивая женщина»). Комплимент внешности неуместен во время решения деловых вопросов (например, абсолютно мерзко, если на собеседовании будущий начальник делает комплимент — пусть даже красоте глаз или аромату парфюма). Комплимент внешности неуместен в случайных контактах в магазине, на улице и прочих общественных местах.
Неуместный комплимент вызывает дискомфорт, так как абсолютно посторонний человек берется судить вас и сообщает о своей оценке. Неуместный комплимент вызывает неприязнь. Неуместный комплимент может быть жутким и пугающим. Нет ничего приятного в комплименте от таксиста, потому что 1) вы пользуетесь профессиональными услугами, а не беседуете с приятелем; 2) вам еще ехать полчаса с ним в одной машине, он за рулем, на дворе поздний вечер — что вы сделаете, если он попытается завезти вас куда-нибудь подальше от дороги и «продолжить знакомство»? такие комплименты напрягают, заставляя не расслаблено глядеть в окошко, а соображать, чем вы сможете защищаться, если что пойдет и дальше не так, как должно; 3) вы банально сердитесь, потому что хотите вздремнуть/послушать музыку, а теперь надо подбирать слова, чтобы закончить разговор твердо, но без нанесения обид и оскорблений человеку, который за рулем (и смотри пункт 2).
Хотела написать еще кое-что, припомнив один жуткий случай, произошедший со мной, когда я только-только закончила школу. Но итак уже сказано очень много. Как-нибудь в другой раз.
Приходи почитать ещё в ВК.