Начнем с постановки цели или вопроса "зачем". Любовь - состояние сознания, в котором человек проявляет свою истинную природу и приносит благо, это и делает нас счастливыми. В сознании любви энергия течет естественно, человек проявляет себя искренним, добрым, внимательным, чутким, спонтанным.
Находясь в сознании любви мы способны строить глубокие любящие отношения с близкими. Самое долгое исследование счастья, проводимое в Гарварде на протяжении более 75 лет показало, что счастливыми нас делают именно глубокие любящие взаимоотношения.
Потребительское сознание рождает эгоистичные поведение и эксплуатацию окружающих ради своей выгоды. Результат может приносить кратковременное удовольствие, поэтому лучше за основу взять сознание любви.
Все знают, что нужно возлюбить ближнего своего, как себя самого. Индийский гуру (или псевдо-гуру) ОШО говорил, что он гуру для богатых, потому что они уже знают, что не в деньгах счастье, а бедные еще верят, что счастье в деньгах.
Итак, зачем быть любящим? Чтобы быть счастливым. Перейдем теперь к вопросу "как".
Все мы родом из детства
В своей книге "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры" всемирно известный американский психиатр Эрик Берн пишет, что сценарий жизни человека, его судьба и даже финал закладываются в человеке до шести лет. Впервые его книга была опубликована в 1964 году, сегодня же это является общепринятым среди психологов.
Генетика идет еще дальше и открывает все больше "врожденного", а не "приобретенного", то есть закономерностей в наследовании генов предков. Генетикам вторит древний индийский трактат "Панчатантра" (примерно 200 г. до н.э.):
Пять обстоятельств решены для каждого человека, прежде чем он покинет чрево матери: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его ученость и его могила.
Выходит, что если не повезло с родословной и семьей, то и нечего стараться? Я был запрограммирован на опеределнную жизнь моими родителями, которые, в свою очередь, также были запрограммированы их родителями, и так далее. Известная цитата из Библии, что если слепой ведет слепого, они оба упадут в яму (Мф 15:14). Где же то пространство для изменений и есть ли оно, если все так однозначно и предопределено?
Кто виноват?
Никто не виноват, потому что до шести лет дети не в состоянии осознавать влияние и фильтровать информацию через призму своих убеждений и ценностей. Семья и ближайшее окружение в ранние годы - это данность, с которой пришли в этот мир не только вы, но и ваши родители. Впрочем, кто-то воспитывается без семьи, а есть и дети-маугли, которые росли вне контакта с людьми.
Больше повезло тем у кого были любящие родители, заботливые родственники, чуткие учителя, строгие менторы. Но, как говорится, никогда не поздно иметь счастливое детство! Исключения - необратимые последствия отсутствия социальных контактов у детей, изолированных от человеческого общества.
И что делать?
Задача - стать любящим человеком.
Шаг 1. Отследить негативные или неработающие стратегии, элементы вашего сценария. Для этого приглядитесь к тем, кто вас воспитывал - какие у них качества и четы характера? С ненулевой вероятностью вы их скопировали. Два совета, которые точно помогут: станьте наблюдателем себя, чтобы увидеть эти проявления и прислушивайтесь к обратной связи от людей. Как они вас характеризуют? Так вы повысите осознанность, жизнь все меньше станет похожа на автопилот.
Все, что мы не доводим до своего сознания, входит в нашу жизнь как судьба. К. Юнг
Шаг 2. Принять себя со всем детским багажом. Это сложно, особенно если был травматичный, драматичный или трагичный опыт. Но что сделать - вы уж точно тут не при чем, хотя это и часть вашего подвала подсознания. Если не принимать детство, то есть отрицать, как будто это было не с вами, то этот опыт будет регулярно всплывать и влиять на ваше состояние, поведение и взаимоотношения и с людьми.
Шаг 3. Решиться изменить свою жизнь. Принять ответственное решение, что так больше не хочу, а хочу иначе. Изменение себя - процесс крайне сложный, потому что корни лежат в далеком прошлом, выкорчевать их под силу только осознанным и волевым людям. В этом и смысл жизни человека - постоянно выбирать, каким быть, что говорить и как себя вести.
Шаг 4. Действовать в соответствии с принятым решением. Не думайте, что изменения произойдут быстро. Дайте себе месяц, три, полгода или год и сравните до и после.
Говорят, жизнь - школа любви, и что по-настоящему важно, так это сколько людей вы согрели, скольким помогли, кого сделали счастливыми. В следующих статьях мы рассмотрим, как строить любящие отношения. Спасибо, что дочитали до конца. Пишите в комментариях, какие вопросы вам интересны.