Их судьбы и характеры оказались схожими: обе были чрезвычайно умны, способны приспосабливаться к условиям непростой восточной жизни и извлекать из них выгоду. Попав в гарем Топкапы, обе быстро сообразили — чем сопротивляться неизбежному, не лучше ли, сменив тактику, добиться не только высот гаремной карьеры? С них начинается знаменитый Султанат женщин, правящих из-за спины своих повелителей. И не только гаремом! Обе вошли в число богатейших женщин в истории Турции своих времен и удостоились упоминания в дворцовых книгах Топкапы и исторических хрониках. Как складывались их отношения?
Принцесса света: черкешенка, венецианка или еврейка?
Из всех версий происхождения будущей супруги Селима II чаще рассматривается венецианская: незаконнорожденную дочь губернатора острова Парос Сесилию похитили пираты Барбароссы. Двенадцатилетняя синьора становится рабыней, красота которой, однако, сулит ей не последнее положение при дворе. Недаром данное ей новое имя означает «Принцесса света!».
Возможно и еврейское происхождение Нурбану. Так, в книге С. Багратуни «Турецкий узел. Еврейки-матери Османских султанов» излагается весьма захватывающий вариант разворота событий: помимо того, что будущая султанша была дочерью беженца из Испании, гордящегося происхождением аж от царя Давида, её похищение было не спонтанным, а задуманным! По этой версии девочка была не дочерью, а племянницей венецианского дожа и стала разменной монетой в политической игре: венецианцы решили, что им нужен свой человек у Османов, прислали портрет турецкому двору, а пиратский налёт был инсценированным. В пользу сценария говорит провенецианская политика, которой впоследствии будет держаться уже овдовевшая и фактически правящая за сына-султана Нурбану.
Впрочем, больше фактов говорит в пользу случайного попадания молоденькой рабыни в гарем. И на глаза всесильной Хюррем!
Две пленницы, ставшие хасеки
Вряд ли восхождение юной одалиски произошло без влияния матери шехзаде: по существующим в гареме обычаям попасть на хальвет, минуя валиде, маловероятно. Не исключено, что она же и воспитала её в качестве фаворитки для одного из сыновей.
Было ли дано имя Нурбану Хюррем, или так «окрестил» наложницу влюблённый Селим, установить трудно. Можно предположить, что, оценив её красоту и ум, Хюррем поняла — вот достойная преемница! Кому из сыновей достанется, пока не ясно (как и, кто из шехзаде сменит падишаха!), а пока надо заняться огранкой будущего бриллианта.
Будущая султанша, таким образом, сразу получила больше, чем полагалось обучающейся одалиске: к 15 годам была образована настолько, насколько возможно в Турции; не прошло даром и полученное в детстве европейское воспитание. К тому же отличалась скромностью, возможно - показной!
Матушка Хюррем
Были ли причины у потенциальной невестки первой в истории хасеки не ладить с благодетельницей? Вряд ли. Нурбану была послушной и верной, а главное — благодарной. О проявляемом ею уважении к своей благодетельнице свидетельствуют и гаремные книги: в них она называет подчас грозную хасеки «матушкой Хюррем» и мамой, повторяясь и в личных дневниках. Кроме того, в истории не сохранилось никакой информации о конфликтах между Хюррем и Нурбану.
Впрочем, они общались не так тесно и долго. Уже через 6 лет после прибытия Нурбану в гарем, а попала она туда 12-летней девочкой, та отправилась в санджак вместе с Селимом. А там уже потекла своя жизнь. Хюррем же осталась в Топкапы со своим любимым Сулейманом.
Пыталась ли Нурбану стравить Селима и Баязида, выставить последнего в негативном свете — не известно. Однако в истории осталась информация о том, что Хюррем не раз при жизни пыталась примирить сыновей и выезжала с этой целью к ним в санджаки.
Таким образом, нет никаких доказательств того, что у Хюррем и Нурбану были сложные отношения.
Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы!