С распадом СССР производство общественного транспорта в бывших союзных республиках быстро деградировало, а главный поставщик трамваев - Рижский вагоностроительный завод свернул его еще раньше - в разгар Перестройки в 1987 году. Находившиеся в эксплуатации вагоны усердно пыхтели во многих городах бывшего Союза еще около десяти лет, но к концу 1990-х выработали свой ресурс, и их эксплуатация стала нерентабельной из-за частых поломок и нехватки запчастей.
В Минске в разное время каталось более 200 трамваев РВЗ, практически весь трамвайный парк был укомплектован рижскими вагонами, но к концу 1990-х большая их часть пришла в негодность, и встал вопрос - где брать подвижной состав для обновления. Пока городские власти закупали б\у-шные трамваи из Германии, Минский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод быстро перепрофилировался в производителя трамваев и троллейбусов, уже в 2000-м году выпустил первую партию трамваев белорусского производства - модель АКСМ-1М, а через год её обновленную версию - АКСМ-60102, которая и стала основой минского парка трамваев:
Первые трамваи были односекционными, не предусматривали сцепки, имели высокие ступеньки и не соответствовали требованиям к современному городскому транспорту, поэтому инженеры Белкоммунмаш сели за чертежи и в 2002 году выпустили первую экспериментальную модель сочлененного трамвая АКСМ-743:
Эта модель была выпущена в одном единственном экземпляре, но вместо того, чтобы отправиться в музей трамвай вышел на 6 маршрут города Минска:
Модель считается условно низкопольной, в ней нет трех крутых ступенек, как в АКСМ-60102, но и на инвалидной коляске сюда не заедешь:
Вся передняя часть отдана под кабину, передняя дверь предназначена только для водителя:
Пол салона разноуровневый - в центральной части он самый низкий, всего две ступеньки:
А в задней части установлена узкая односекционная дверь:
С тремя ступеньками да еще и под наклоном:
На двери видна наклейка с пиктограммами PayPass и PayWave: 23 мая 2019 года минский трамвай №6 стал первым в Минске наземным маршрутом где за проезд можно платить банковской картой, часами или смартфоном прямо на ходу:
Но можно и по старинке купить талон у водителя:
Чтобы попасть с задней площадки внутрь секции нужно преодолеть ступеньку:
Проходы между сидениями довольно широкие, но никаких площадок для колясок не предусмотрено:
Кондиционирования тоже нет, на потолке нет ничего, кроме светильников - ни люков, как в АКСМ-60102, ни вентиляционных коробов, как в более поздней модели АКСМ-843:
Свежий воздух можно пустить внутрь только через узкие откидные форточки:
Двери здесь открываются наружу, никаких торчащих балок как в АКСМ-843 нет, это удобно:
Аварийный выключатель дверей. По многочисленным слоям краски видно насколько изношен этот трамвай:
Все вагоны в минском трамвайном парке пронумерованы, экспериментальный образец с 2002 года ездит под номером 031, его легко узнать в потоке:
Расчетный срок эксплуатации минских трамваев составляет 15 лет, АКСМ-743 возит пассажиров уже 17 лет. Несколько недель назад власти Минска заявили об обновлении трамвайного парка и покупке 10 новых сочленнённых моделей, поэтому в самое ближайшее время уникальный образец скорее всего отправится в музей. Так, что если никогда не обращали внимания на этот трамвай - не упускайте шанс, прокатиться на модели выпущенной в одном единственном экземпляре вряд ли еще когда-нибудь удастся.