Что обязательно нужно успеть сделать родителям, пока их ребенку от 6-ти до 12-ти лет, чтобы не иметь с ним проблем в будущем?
Примерно с шестого до двенадцатого года жизни наблюдается затишье и спад в сексуальном развитии ребенка, который заслуживает названия латентного периода.
В этом возрасте поведение детей выравнивается, легко поддается влиянию и обучению, наступает «рай» для родителей и педагогов. Собственно, сама сексуальность ребенка никуда не исчезает, сохраняется и энергия сексуальных влечений, однако в т.н. «нежном возрасте» она начинает использоваться для достижения несексуальных целей, таких, как развитие социальных чувств (дружбы, принадлежности к группе и др.), творчество, занятия спортом и т.д. Подобная деятельность предоставляет разнообразные возможности для удовлетворения, снижающие давление сексуальной активности.
К началу младшего школьного возраста ребенок начинает осознавать, что объектом любви может быть только кто-либо за пределами его семьи. Могут появляться любовные чувства, направленные на учителей либо сверстников.
Разочаровавшись в родителях, не отвечающих взаимностью на его требования любви, ребенок может фантазировать о т. н. "семейном романе". Эти фантазии содействуют попыткам ребенка дистанцироваться от родителей. Ощущая себя отвергнутым родителями, которые временами, как он чувствует, предпочитают ему друг друга, он представляет себя приемным ребенком, пасынком или падчерицей и полагает, что он благородного происхождения и просто отдан в эту семью.
Во время этого периода латентности формируются те душевные силы, которые впоследствии как задержки на пути сексуального влечения и как плотины сузят его направление (отвращение, чувство стыда, эстетические и моральные требования идеала). Построение этих плотин является, в том числе, делом воспитания.
Интересно, что только к началу латентного периода (которое совпадает с возрастом, когда ребенок идет в школу), человек приобретает способность устанавливать социальные связи. В детском саду, несмотря на то, что они находятся рядом, дети «сами по себе». Как правило, их привязанности друг к другу и к воспитателю нестойки и обусловлены каким-либо совместным занятием. Собственно, нет команды, нет группы. Вся энергия все еще сосредоточена в семейном треугольнике «мама-папа-ребенок». И только отказавшись от своих притязаний на родителей, ребенок становится способен любить кого-либо еще. Вспомните себя в этом возрасте – детскую влюбленность в первую учительницу переживают, возможно, все без исключения. А нежные чувства, испытываемые к друзьям (которые появляются у ребенка не ранее того возраста, когда он начинает учиться в школе) – не что иное, как лишенная эротического компонента привязанность к тем, с кем тебе приятно находиться и заниматься совместной деятельностью. Вообще, будучи большими индивидуалистами до школы, первоклассники смиряются с тем, что теперь они – члены группы. Понимая, что их мечты о любви учителя исключительно к ним неосуществимы, они довольствуются тем, что учитель любит всех одинаково. А для того, чтобы заслужить эту любовь, нужно выполнять требования общежития. Группы ровесников – мальчиков или девочек – создают возможности для укрепления половой идентичности и отдаления от мамы и папы.
Инфантильный интерес к деторождению, характерный для эдипального периода, не прекращается и в латентном, однако вопрос «Откуда дети берутся?» трансформируется в стремление узнать как можно больше о происхождении мира, зарождении жизни на Земле, космических законах… Жажда знаний, интерес к учебе, чтению – ни что иное как сублимированное влечение к овладеванию.
Причины смещения сексуальной энергии от прямой своей цели в этом возрасте вполне понятны. Шестилетний ребенок уже, как правило, уяснил, что папа или мама не могут быть его мужем или женой. Однако, получив запрет на использование своей сексуальной энергии в отношении родителей, ребенок не имеет пока возможности направить ее на другие объекты (людей), поскольку функции продолжения рода появляются позже, - что составляет главный признак латентного периода. А поскольку закон сохранения энергии никто не отменял, ей нужно найти какой-то выход. Поэтому она направляется на овладевание знаниями, социальные контакты и творческую активность.
Следует признать, что такое применение инфантильной сексуальности представляет собой идеал воспитания, от которого развитие отдельного ребенка отступает по большей части в каком-нибудь одном пункте и часто в значительной мере. Время от времени прорывается известная часть сексуальных проявлений, не поддавшихся сублимированию, или сохраняется какая-нибудь сексуальная деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости. Реакция родителей, как правило, стереотипна - они преследуют все сексуальные проявления ребенка как "пороки", не имея возможности ничего предпринять против них.
Хотелось бы также остановиться на таком понятии как «преждевременная зрелость». Она выражается в нарушении, сокращении или прекращении инфантильного латентного периода и становится причиной заболеваний, вызывая сексуальные проявления, которые, с одной стороны, благодаря неготовому состоянию сексуальных задержек (чувств стыда, отвращения), с другой стороны, вследствие неразвитой генитальной системы могут носить характер одних только перверсий (когда сексуальное удовлетворение человек получает от органов, не относящихся к половым). Эти наклонности к перверсии могут такими и остаться или же стать причинами невротических заболеваний. При этом сильно страдает способность к концентрации, ребенка трудно приучить к дисциплине, он протестует против всего на свете – учебы, школы, учителей или любых других взрослых, которые что-то хотят от него. В его личности будет преобладать беспокойное стремление получить удовлетворение немедленно, неадекватность поведения. Такой ребенок восстает против правил и учителей, не может учиться, ему все неинтересно, он либо уходит в себя, либо, напротив, становится агрессивным. Даже правила в спорте или играх его не удовлетворяют, и часто он просто не способен принимать участие в общих играх. Часто ранняя сексуальная зрелость идет параллельно преждевременному интеллектуальному развитию; как таковая она встречается в истории детства самых значительных и способных индивидов; тогда она, по-видимому, не действует так патогенно, как в тех случаях, когда она появляется одна.
В течении латентного периода у мальчиков и девочек имеются свои особенности. Общение с большим количеством сверстников может спровоцировать конкурентные отношения как у девочек, так и у мальчиков. Это может пробудить былую неуверенность в себе, свойственную для конкурентных отношений с матерью или отцом в эдипальном периоде (3-6 лет). Поэтому девочка, чтобы подкрепить свое ощущение женственности, может использовать и гиперболизировать стереотипные и несколько поверхностные аспекты женственности (например, одеваться и вести себя подчеркнуто «по-женски»). У некоторых девочек, наоборот, в латентный период отмечается мальчишеское поведение, которое может служить средством компенсации для тех из них, чувство женственности которых по той или иной причине является ненадежным или недооценивается.
Девочки 7-12 лет уже усвоили моральные нормы, требования и запреты. В эти годы девочки изображают из себя матерей, воспитателей, домохозяек, учительниц, деловых женщин, танцовщиц и т.д., поскольку они идентифицирую себя не только с матерями, но и другими женщинами, а их понятие о женственности включает в себя социальные роли и поведение. Идеи равноправия полов, все более характерные для современного общества, которые поддерживают родители девочки, в латентный период могут быть скорее источником тревоги, чем спокойствия девочки, поскольку ее половая идентичность еще не слишком устойчива.
В отношениях со сверстниками у девочек проявляется тенденция к бисексуальной ориентации. Девочке может нравиться определенный мальчик, но она обращает больше внимания на отношения со сверстницами. Девочки образуют небольшие группы или пары лучших подруг; если диаду нарушает соперница, это может стать причиной болезненных страданий.
Мальчик, идентифицировавшись с отцом уже к окончанию эдипального периода развития, в латенте ощущает себя мужчиной. Однако у него сохраняется чувство неуверенности, поэтому мальчики склонны, соперничая, демонстрировать свою мальчишечью удаль, а также дразнить или избегать девочек. Впрочем, также как и у девочек, широкие социальные контакты, обилие мужских примеров вокруг, позволяют мальчикам с помощью выбора идеалов укрепиться в своем чувстве мужественности.
Таким образом, наши нежные мальчики и девочки в эти годы все больше становятся мужчинами и женщинами, и наша задача – не нарушить этот хрупкий процесс становления личности.
Итак, родительскими задачами в этот период являются:
- Ненавязчивое и негирпеболизированное формирование у ребенка нравственных идеалов.
- Спокойное отношение к нормальным для этого возраста проявлениям детской сексуальности и любовных чувств.
- Направление энергии ребенка в русло образования, творчества и овладения различными навыками.
- Принятие негативных чувств ребенка в семье, необходимое для его дистанцирования.
- Поддержка ребенка в формировании его социальных связей со сверстниками.
- Поддержка формирующегося у ребенка ощущения мужественности или женственности.
Анастасия Гареева
Если статья вам понравилась, делитесь ею с друзьями в соцсетях!
Подписывайтесь на канал Analyze This, чтобы не пропустить самое интересное!
Читайте также:
Подростковая сексуальность и страхи родителей
Гендерная флюидность подростков: стоит ли бить тревогу если мальчик интересуется мальчиками?